Большая биографическая энциклопедия - боборыкин петр дмитриевич
Боборыкин петр дмитриевич
— беллетрист; род. 15 августа 1836 года в Нижнем Новгороде, в богатой дворянской семье; воспитывался в местной гимназии и по окончании в ней курса в 1853 году поступил в Казанский университет на камеральный отдел юридического факультета. Здесь он увлекся естественными науками, в особенности — химией, которою занимался под руководством проф. Бутлерова, и перевел учебник химии Лемана. Из Казани Б. перешел в Дерпт, где прослушал полный курс медицинского факультета, но, отказавшись от докторского экзамена, переселился в Петербург, выдержал здесь экзамен на кандидата административных наук и всецело посвятил себя литературе (1861). Еще во время своего студенчества Б. написал три драмы: "Фантазер", "Ребенок" и "Однодворец"; из них последняя была напечатана в "Библиотеке для чтения" (1860). В 1863 г. Б. приобрел этот журнал и издавал его три года; здесь появился его первый роман, "В путь-дорогу", и начало романа "Земские силы". В 1865 г. издание "Библиотеки" прекратилось, и Б. уехал за границу; лет десять провел он в Париже, Вене, Италии и Лондоне, наезжая по временам в Петербург и Москву. К этому времени относится и его сотрудничество в разных газетах и журналах, где им напечатано множество корреспонденций, критических этюдов, театральных рецензий и т. д. Страсть к театру побудила его, не ограничиваясь писанием пьес и рецензий, выступать неоднократно лектором по декламации; в 1872 г. он издал книгу "Театральное искусство", а в 1877 г. некоторое время руководил частной театральной школой в Москве. Кроме того, Б. сотрудничал и в иностранных изданиях, помещая в них статьи по разным литературным и общественным вопросам на французском, итальянском и английском языках. В этих многочисленных статьях виден человек разносторонне образованный, отзывчивый и впечатлительный; каждая из них в свое время была прочитана с большим интересом.
Главными произведениями Б., упрочившими его литературную известность, являются повести и романы. Одаренный способностью работать быстро и легко, Б. написал в продолжение своей литературной деятельности более 30-ти романов и повестей; из них обратили на себя внимание: "В путь-дорогу", "Жертва вечерняя", "Солидные добродетели", "Дельцы", "Доктор Цыбулька", "В усадьбе и на порядке", "Сами по себе", "Китай-город", "Из новых", "На ущербе", "Поумнел" и др., печатавшиеся в "Отечественных записках", "Деле", "Вестнике Европы" "Русск. мысли" и других журналах, а затем большею частью изданные отдельно. Все эти романы и повести отличаются живою наблюдательностью и уменьем рисовать с натуры. Часто, однако, Б. только рисует портреты своих петербургских, московских, нижегородских и заграничных знакомых и притом — портреты, отличающиеся такою "протокольностью" внешних деталей, что их оригиналы без труда узнаются каждым, кому случалось их встречать.
П. М.
{Брокгауз}
Боборыкин, Петр Дмитриевич (дополнение к статье)
— Из написанного им после 1891 г. обратили на себя особое внимание романы "Перевал" (1894), "Василий Теркин" (1895), "Ходок" (1895), "По другому" (1897), "Тяга" (1898), "Куда идти" (1899), комедия "Накипь". В 1900 г. вышел 1-й том его обширного труда об эволюции европейского романа в XIX в. В 1900 г. Б. избран почетным академиком. Первое собрание соч. Б. издано Вольфом в 12 т. (СПб., 1885—87); продолжение тоже в 12 томах было приложено к "Ниве" 1897 г. Наиболее подробная оценка Б. — в Словаре Венгерова (т. IV).
{Брокгауз}
Боборыкин, Петр Дмитриевич
— известный русский беллетрист (род. в 1836). Отношение Б. к евреям выразилось в изображении двух еврейских типов в его романе "Солидные добродетели", посвященном переходной эпохе 60-х годов 19 века. Евреи Б. относятся к типу идеалистов-неудачников. Один из них, француз Рике, — ученый публицист, наивный, как дитя, вечно занятый, всегда без денег, отдающий всякому, кто просит, свои заработки, постоянно сидящий в тюрьме за свои революционные сочинения, направленные против произвола Наполеона III. Ему предлагают кафедру в Италии, но Рике предпочитает оставаться во Франции, печатать свои книги и сидеть в тюрьме, зная, что ему в конце концов даже грозит потеря гражданских прав. Он служит идее свободы, и Франция, конечно, многим обязана таким людям своим современным положением; личная жизнь Рике неудачна. Еще большим неудачником является "русский" Рике, молодой медик, политикой не занимающийся, но потерявший за границей надежды и силы и вернувшийся на родину разочарованным в жизни. Его подточил червь идеализма, недовольства собой и окружающим, червь мировой скорби. Несомненно, одностороннее изображение Б. евреев должно быть отнесено исключительно к характеру описываемой им эпохи 60-х годов 19 в.
Арк. Пр.
{Евр. энц.}
Боборыкин, Петр Дмитриевич
(1836—1921) — беллетрист и журналист, автор романов, повестей, пьес, статей по вопросам искусства и литературы и мемуаров. Род. в Ниж. Новгороде, в богатой дворянской семье; ум. за границей. Образование получил в Казанском ун-те, где проходил юридические и естественные науки, позднее — в Дерптском, где изучал медицину; затем слушал лекции в Collège de France и Сорбонне, посещал курсы Парижской и Венской консерваторий.
Литературная деятельность Боборыкина начинается с 1861; в 1862 выходит его большой автобиографический роман "В путь-дорогу". Далее появляются романы: "Жертва вечерняя", "Солидные добродетели" и "Дельцы". В этих трех романах, особенно в первом, подчеркивается значение свободы чувства и нелепость условной морали, жертвой которой является женщина. Помимо этого, в "Солидных добродетелях" и "Дельцах" затронут ряд общественных вопросов; здесь выведены и народившиеся хищники-капиталисты, которые в это время фигурируют в сатирах Салтыкова-Щедрина. Все главные особенности Б., как писателя, сказываются уже в этих первых романах: поверхностность в изображении сложных явлений жизни; растянутость, благодаря изобилию ненужных подробностей и массе побочных эпизодов, мешающих развитию основной темы. За свою долголетнюю жизнь Б. написал около девяноста томов (если к романам и повестям прибавить еще его статьи и книги по вопросам искусства и литературы). Следуя во многом методу Золя, вводя у нас тенденции экспериментального романа и литературного натурализма, Б. оставил огромное количество художественно-бытовых документов, в некоторой части своей являющихся ценным материалом для изучения рус. общественности за полустолетие (1860—1910). Начиная с 80-х гг. литературная деятельность Б. начинает привлекать большое внимание. Он дает ряд романов, где стремится изобразить самые злободневные явления общественной и экономической жизни своего времени. Особенное значение имеет "Китай-город", появившийся в 1882. В романе рисуется буржуазия новейшей формации, не похожая уже на щедринского "чумазого" юна успела овладеть многими элементами зап. культуры. Правда, и в "Китай-городе" растянутость и обилие ненужных эпизодов мешают читателю сосредоточиться на основном, но первые главы, где дана картина торгово-промышленной Москвы, представляют несомненную художественную ценность. Имел значение для своего времени и роман "На ущербе", написанный в 1890; в нем метко схвачены черты из жизни интеллигенции реакционных 80-х гг., дающие представление об общественном отступничестве. Эту же картину карьеризма и приспособленчества Б. изобразил в одной из лучших своих повестей — "Поумнел" (1890). Но, являясь по всему складу своей жизни и миросозерцанию представителем буржуазии и выразителем мнений весьма умеренного либерализма, Боборыкин и на изображаемую им жизнь смотрит глазами своей социальной группы. Это особенно чувствуется в более поздних романах, где Б. выступает апологетом окончательно окрепшего торгово-промышленного класса. В романе "Василий Теркин" идеализируется европейски просвещенный буржуа, вышедший из кулацкой части крестьянства. В романе "Перевал" в прикрашенном виде представлен фабрикант Кумачев, который устраивает для рабочих школы и больницы, но в момент стачки рабочих остается непреклонным, не соглашаясь ни на какие уступки. В целом же, в романах "Василий Теркин" и "Перевал" есть ряд страниц, имеющих определенную историческую ценность. Этого нельзя сказать о романе "По другому" (1897), где Б. с поразительным легкомыслием подошел к теоретическим разногласиям народников и марксистов эпохи 90-х гг. Известный интерес представляет роман Б. "Тяга" (вышел в 1898), в котором изображена жизнь рабочих-ткачей. Здесь немало спорного, многое затронуто недостаточно глубоко, но все же фигура рабочего-середняка кануна революции 1905 (Ивана Спиридонова), с его промежуточной психологией, намечена Боборыкиным правильно.
Сочинения Б. в 12 томах изданы М. Вольфом (СПб, 1885—86) и А. Марксом (приложение к "Ниве" за 1897). Из критических работ Б. наиболее крупная: "Европейский роман в 19 столетии" (СПб, 1900). Из мемуаров следует отметить: "Вечный город. Итоги пережитого" (М., 1903) и "Столицы мира. Тридцать лет воспоминаний" (СПб, 1912); воспоминания о русской журналистике печатались в журнале "Голос Минувшего" за разные годы.
Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь, т. IV; Михайловский, Н., Собр. соч., т. VII, СПб, 1909; Овсянико-Куликовский, Д., статья о Боборыкине в V т. "Истории литературы XIX века", М., 1923; Андреевич-Соловьев, Е., Очерки по истории литературы XIX в., 3-е изд., СПб, 1907; Кропоткин, П., Идеалы и действительность в русской литературе, СПб, 1906—07; Овсянико-Куликовский, Д., История русской интеллигенции, ч. II, М., 1907 (о ром. "На ущербе"); Засулич, В., Плохая выдумка (о ром. "По другому"), сборник статей, т. II, СПб, 1907; Кубиков, И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3, М., 1925; Ср. Владиславлев, И., Русские писатели XIX—XX столетия, 4 изд., Ленинград, 1924.
И. Кубиков.
Боборыкин, Петр Дмитриевич
[1836—1922] — известный беллетрист. Сын крупного помещика Тамбовской г. Будучи студентом Дерптского университета, Б. увлекается зап.-европейской и русской литературой. Это и предопределяет его как будущего писателя. Началом литературной деятельности Б. следует считать комедию "Однодворец", напечатанную в журнале "Библиотека для чтения" за 1860.
Получивши в конце 1861 наследство от деда, Б. через два года после этого стал во главе "Библиотеки для чтения" — журнал, который до 50-х гг. редактировал Сенковский, а последнее время Писемский. Журнал этот и под редакцией Б. не имел ярко выраженного направления, но все же в нем печатались молодые тогда — Глеб Успенский, Левитов, П. Лавров и начинавший свою литературную деятельность П. Ткачев. "Библиотека для чтения" при издательстве и редакторстве Б. просуществовала недолго. Журнал шел вразрез с настроением умов того времени, и в 1865 его пришлось прекратить. Этому неудачному предприятию Б. обязан своими большими долгами.