Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бочаров михаил васильевич

Бочаров михаил васильевич

[2(14).11. 1872, Петербург — 29.4.1936, Ленинград] — арт. оперы (баритон), камерный певец, педагог. Засл. арт. Республики (1925). В 1898 окончил юридич. ф-т Киев. ун-та. Одновременно обучался пению в Киев. муз. уч-ще (кл. К. Эверарди). На конц. эстраде начал выступать с 1896. По окончании уч-ща в 1900 уехал в Милан. где совершенствовался в искусстве пения у М. Петца. В том же году дебютировал в моск. Товариществе рус. частной оперы. Позднее в течение нескольких сезонов выступал попеременно в Киев. опере (1901 — 03; антр. М. Бородая, 1905), в моск. Опере С. Зимина (с 1906), Петербурге (1906, антр. Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антр. П. Зурабова). С 1915 пел в Петрогр. Нар. доме (антр. А. Ак-сарина). До 1923 и с 1928 выступал в оперных т-рах Свердловска (до 1929), Киева, Одессы, Баку. В 1923—28 солист ГАТОБа и МАЛЕГОТа. Гастролировал в Харькове, Саратове, Н. Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске и др. городах. Обладал мощным ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сцен. темпераментом, природной музыкальностью, тонким худож. вкусом. Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), пел до 62 лет. Репертуар включал 93 партии.

1-й исп. партий: Ивана-королевича ("Кащей бессмертный"), 2-го корабельщика ("Сказка о царе Салтане"), Князя Великого Китежа ("Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" С. Василенко), Монтанелли ("Овод" В. Трамбицкого); в Москве — Шарплеса ("Чио-Чио-сан"), Себастьяно ("Долина"); на рус. сцене — Рудольфа ("Жизнь Латинского квартала"), Рейса ("Девушка с Запада"), Бекмессера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Свердловске — Тьебо ("Фленго"); в Петрограде — Ди Позы ("Дон Карлос"); в СССР — Короля треф ("Любовь к трем апельсинам"), Воццека ("Воццек"), Бродячего актера ("Дальний звон"). Лучшие партии: Грязной, Мизгирь ("Снегурочка"), Шакловитый, Демон ("Демон" А. Рубинштейна); Бекмессер, Тонио, Нелюско, Амонасро, Риголетто, Воццек. "Воццек в передаче Бочарова — артиста чуткого и вдумчивого — фигура незабываемая... Отдельные удачные подробности в роли — повороты, жесты, ходьба, интонации — немыслимо перечислять, но из них-то и складывается, как из "бросков" и "клочков", меткий и характерно нервный облик Воццека — Бочарова" (Б. Асафьев).* Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Веденецкий гость. Елецкий, Томский, Онегин, Кочубей, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Троекуров; Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Эскамилио, Валентин ("Фауст"), Невер, Зурга, Форд, Жермон, Ренато, Яго, Чепрано, Сильвио, Януш, Вольфрам. Партнеры: Р. Горская, П. Журавленко, В. Люце, В. Пикок, Н. Сперанский, А. Улуханов, П. Цесевич, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Голинкина, В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, И. Палицына, Е. Плотникова.

С 1889 выступал в концертах в Киеве, с 1900 принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки. В 1906 пел в ансамбле с Е. Егоровым, В. Селявиным и С. Варягиным вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В 1919 выступал в Киеве в концертах вместе с Л. Собиновым, Л. Сибиряковым и А. Мозжухиным. В 1926 впервые исп. в Ленинграде "Детские песенки" И. Стравинского. С 1932 пел преимущественно в концертах с циклами программ, посвященными творчеству П. Чайковского и Р. Вагнера. В камерном репертуаре певца были также романсы М. Глинки, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, А. Аренского.

Талант певца высоко ценил М. Ипполитов-Иванов.

В нач. 1900-х гг. преподавал в муз. школе Н. Тутковского (Киев). Среди учеников — П. Гусев, М. Донец.

Записывался на грампластинки (ок. 9; произ-вед.) в Москве ("Якоб-рекорд", 1903; "Граммофон", 1907; "Экстрафон", 1909; "Корона" 1911; "Одеон", 1912; "Пате"), Варшаве ("Сирена", 1911), Киеве ("Экстрафон", 1912).

Соч.: Воспоминания о М. М. Ипполитове-Иванове // Рабочий и театр. 1935. № 3; Краткая биография (1936, машинопись). — в ЦГАЛИ, ф. 962, оп. 3, ед. хр. 61, л. 52.

Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 53—54; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 68—70; Львов М. Л. В. Собинов. — М.; Л., 1945. С. 8—9; Асафьев Б.* Об опере: Избр. статьи. — Л., 1976. С. 276; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 141; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917 — Л., 1975. С. 316; Боpовский В. E. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 118.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бочаров михаил васильевич
Значение слова бочаров михаил васильевич
Что означает бочаров михаил васильевич
Толкование слова бочаров михаил васильевич
Определение термина бочаров михаил васильевич
bocharov mihail vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):