Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - больска аделаида юлиановна

Больска аделаида юлиановна

(сцен. псевд.; урожд. Скомпска; по мужу Шавинская; по второму браку графиня Диенгейм-Брохоцка; наст. имя Адель Юлианна) [4(16).11.1863 (в нек-рых источ. 1864), с. Кессемоуки Бессарабской губ., ныне МССР — 29.9.1930, Таллинн], похоронена в Варшаве — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. В 1883—88 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Дж. Гальвани и Ф. Комиссаржевского). Окончила конс. с малой серебряной медалью. В ноябре 1887 с большим успехом исп. ариозо Кумы Настасьи и романсы П. Чайковского п/у автора в концерте РМО. В 1888 совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане, где вскоре начала выступать в т-ре "Ла Скала". В 1889—93 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала под фам. Скомпская в партиях Памины и Гориславы). В 1893—97 гастролировала за границей (гл. обр. в Париже, а также Барселоне и Лондоне) и по городам России. В 1897—1918 солистка петерб. Мариинского т-ра (под псевд. Больска). В 1901 гастролировала в Харькове и Киеве в составе антр. В. Валентинова. Получила звание "солистка Его Величества". Обладала красивым голосом теплого тембра и широкого диапазона (до верхнего ми), природной музыкальностью и чувством стиля. Ее исп. было свойственно изящество, настроение поэтической мечтательности. "Ее голос... был отделан до предельного совершенства. Ее гаммы, трели, стаккато казались по своей свободе, легкости, чистоте и четкости настоящими перлами высокоразвитого вокального искусства. Все это струилось у нее каким-то каскадом жемчужных брызг, вызывая невольное восхищение" (Э. Старк)*.

1-я исп. партий: Маши ("Капитанская дочка"), Леоноры ("Ролла"); в Мариинском т-ре — Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Дамаянти ("Наль и Дамаянти"), Евы ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Большом т-ре — Эльзы ("Лоэнгрин"); на рус. сцене — Зиглинды ("Валькирия"). Лучшие, партии: Снегурочка, Татьяна, Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Сказки Гофмана"), Виолетта, Эсклармонда, Зиглинда, Эльза ("Лоэнгрин"). Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Ксения ("Борис Годунов"), Франческа ("Франческа да Римини" Э. Направника), Катарина, Сефиза; Эвридика, Агата ("Вольный стрелок"), Мими ("Богема"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Антония ("Сказки Гофмана"), Маргарита Валуа, Галька, Елизавета ("Тангейзер"), Брунгильда ("Гибель богов"). Партнеры: О. Камионский, В. Касторский, А. М. Лабинский, Л. Сибиряков, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у И. Альтани, Ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Э. Крушевского, Э. Направника.

Б. была также замечательной камерной певицей. Репертуар включал произв. Ж. Люлли, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Э. Грига, Ш. Гуно, Ж. Массне, К. Сен-Санса, Ф. Листа, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Аренского (29 янв. 1905 впервые исп. его романс "Воспоминание"). 11 марта 1887 впервые исп. в Москве 137-й псалом "На водах Вавилонских" Ф. Листа. 27 февр. 1888 (в ансамбле с В. Тютюнником) исп. сольную партию в кантате "На смерть императора Иосифа II" Л. Бетховена. Особенно славилась исп. романсов П. Чайковского; с большим мастерством исп. также произв. С. Рахманинова ("Здесь хорошо", "У моего окна"), А. Гречанинова ("Солнце свой праздник кончает"). С 1906 по 1917 ежегодно выступала в концертах с Л. Кобеляцкой-Ильиной, в к-рых исп. дуэты рус. и зарубеж. композиторов. После 1918 выступала в концертах эпизодически. Дарованием певицы восхищались П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, А. Глазунов.

В 1920—22 проф. Петрогр. конс. С 1925 жила в Варшаве.

Лит.:СвириденкоС. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 131 — 133; Старк Э.* (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. — М.; Л., 1940. С. 35—41; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 177—179; Московская консерватория: 1866—1966. — М., 1966. С. 152, 167; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 125, 168, 291; Eго же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 346; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С. 117; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 137, 306, 307; Мирошников Б. Памяти великой артистки от старого абонента "Мариинки" (рук., 1933). — в ГЦММК, ф. 314, ед. хр. 24.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое больска аделаида юлиановна
Значение слова больска аделаида юлиановна
Что означает больска аделаида юлиановна
Толкование слова больска аделаида юлиановна
Определение термина больска аделаида юлиановна
bolska adelaida yulianovna это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):