Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - борисенко алексей григорьевич

Борисенко алексей григорьевич

[1868, Новочеркасск, обл. войска Донского, ныне Ростов. обл. — 26.5.1941, Ростов-н/Д] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), режисер и педагог. Засл. арт. Республики (1928) Муж М. Ростовской-Ковалевской. Род. в семье мастеровых. С 10 лет пел в архиерейском хоре; до 14 лет учился в школе, затем работал 4 года на табачной фабрике, где пел в любительском хоре. С 1887 начал сцен. деят-сть в укр. муз.-драм. труппе М. Кропивницкого (сначала хористом, затем солистом), с к-рой гастролировал в Петербурге, Москве и провинции. В 1889 по рекомендации М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова был принят солистом в петерб. Придв. певческую капеллу; одновременно брал уроки пения у проф. К. Брагина. В 1893 выступал в Петербурге (антр. И. Зазулина). В 1892 по приглашению И. Сетова перешел в его киев. антрепризу; также занимался с ним постановкой голоса. В 1894—96 совершенствовался в пении в Милане у проф. Поццо (сцен. мастерством занимался у Матино). В 1896—98 выступал в Харькове (антр. А. Церетели), Екатеринбурге (1897), Саратове, Казани, Н. Новгороде, Одессе, Вильно, Тифлисе и др. городах. В 1898— 1900 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Владимира Дубровского и Собинина), в 1899 пел в петерб. летнем т-ре "Аркадия", в 1900 — в Баку, в 1900—04 — в Тифлисе, затем в Киеве, Казани (1904, 1906—08, 1911 — 12), Москве Товарищество Моск. частной оперы, 1904; Опера С. Зимина, 1905—07, 1913—19, с 1913 одновременно работал учителем сцены и режиссером, с 1916 — худож. рук. т-ра; в 1914 — в Общедоступной лирической опере). В 1907—13 выступал в Петербурге, Саратове, Тифлисе (1910), Екатеринбурге (1912—13 и на гастролях в 1915). Обладал сильным, звучным голосом с тембром горлового оттенка, имел выразительную сцен. внешность, тонко чувствовал стиль исполняемого произведения. "Очень хороший актер. совершенно чуждый оперной рутины, Борисенко производил впечатление настоящего драматического артиста, поющего в опере, увы, довольно неприятным голосом. Ни высокая музыкальность артиста, ни его отличная фигура — ничто не страховало артиста от холодности публики... Борисенко в партии "Вертера" покорил публику. Выразительная внешность, тонкая и изящная фразировка, благородство поз, лицо, на котором отражалась вся трагедия Вертера, — все было полно гетевским Вертером! И даже самый голос артиста, сухой и неблагодарный, звучал в этой партии какими-то благородными обертонами" (Н. Боголюбов)*. Репертуар певца включал ок. 80 партий (преимущественно драм.) в операх и 10 в опереттах.

1-й исп. пapтии: Давели ("Горный сокол"), Белидора ("Сестра Беатриса" Б. Яновского), Деда ("Неотразимая"), Вонмигласова ("Хирургия"); в Екатеринбурге — Марселя ("Жизнь Латинского квартала"), Хозе ("Кармен"), Педро ("Долина"); Дженара ("Кармела"); в Москве — Миронова ("Дни нашей жизни"), Кавалера де Грие ("Манон Леско"); в Киеве — Молодого цыгана ("Алеко" С. Рахманинова); в Петербурге — Арлекина ("Паяцы"); на рус. сцене — Андре Шенье ("Андре Шенье"), Анри д'Арбеля ("Роланда"), Марселя ("Жизнь Латинского квартала"). Лучшие партии: Владимир Дубровский, Самозванец, Садко, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Герман ("Пиковая дама"), Вакула ("Черевички"), Княжич Юрий, Вертер, Каварадосси, Ка-нио, Рауль, Лоэнгрин. Др. партии: Шуйский, Афанасий Иванович, Синодал, Нерон ("Нерон"), Ваня ("Дети степей"), Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Трике, Моцарт, Берендей; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Рудольф ("Богема"), Пинкертон, Радамес, Турриду, Элеазар, Эмиль, Тангейзер. Партнеры: Н. Кошиц, М. Максаков, Н. Папаян, М. Ростовская-Ковалевская, А. Томская, Ф. Шаляпин. Пел п/у С. Барбини, М. Ипполитова-Иванова, И. Палицына, Е. Плотникова, С. Рахманинова, А. Эйхенвальда, Б. Яновского.

Впервые поставил в 1914 силами студийцев Оперы С. Зимина в моск. т-ре "Наука и жизнь" оперу "Хирургия" (совместно с М. Говоровым), в 1916 — "Ведьму" Б. Яновского. Нек-рое время работал режиссером на моск. курсах А. Шор. В 1924—26 гл. режиссер Одесского оперного т-ра, где поставил оперу "За серп и молот", "Риголетто", "Травиату", с 1925 гл. режиссер Бакин. оперного т-ра (поставил "Ивана Сусанина" М. Глинки, "Снегурочку", "Пиковую даму", "Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" У. Гаджибекова, "Трильби"), в 1931—32 организатор и гл. режиссер Ростов. оперного т-ра, на сцене к-рого эпизодически выступал сам (одновременно преподавал сольное пение и был зав. оперной студией Ростов. муз. техникума).

В 1923 преподавал сцен. мастерство в Ростов. конс., позднее — в Одесском муз. техникуме (зав. оперным кл.).

Встречался с В. И. Лениным и М. Горьким во время их посещений оперных спектаклей в Москве после 1917.

Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 2. С. 20; Боголюбов H. H.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 107—108; Стефанский И. Юбилей А. Г. Борисенко // Большевистская смена (Ростов-н/Д). 1940. 16 февр. № 24 (3116); Кантор Г. М. Оперный театр в Казани дооктябрьского периода (диссертация, машинопись, 1971). — в ГБЛ. Л. 194—195.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое борисенко алексей григорьевич
Значение слова борисенко алексей григорьевич
Что означает борисенко алексей григорьевич
Толкование слова борисенко алексей григорьевич
Определение термина борисенко алексей григорьевич
borisenko aleksey grigorevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):