Большая биографическая энциклопедия - борисов-мусатов виктор эльпидифорович
Борисов-мусатов виктор эльпидифорович
(1870—1905) — художник. Род. в Саратове, в семье ж.-д. служащего. Десяти лет поступил в реальное училище и начал посещать рисовальные классы при Радищевском музее. В 1886 поступил в Московское училище живописи, в 1891 перешел в Петербургскую академию художеств, в 1895 отправился в Париж, где работал в частной школе Кормона. Выставлял свои произведения на выставках Товарищества московских художников и "Мира искусства". Уже в первой своей картине — "Игра в мяч" (Третьяковская галерея), написанной еще до поездки в Париж и явившейся результатом увлечения французскими пленэристами, Б.-М. пытался разрешить новые для тогдашней России световые задачи. В вещах, написанных после поездки в Париж, — "Девушка с агавой" (1897, Третьяк. гал.), "Портрет" (1898, Рус. музей), или этюдах голого мальчика в саду — Б.-М. является убежденным последователем импрессионизма, художником чистых тонов и насыщенных гамм. Два лета, проведенных в старинных саратовских усадьбах — Слепцовке и Зубриловке, подсказывают ему темы былого, и для них он находит новую манеру письма — притушенные и прозрачные краски, характерные для его последующего творчества. Ретроспективные темы, ставшие для него теперь единственными, он освещает особой лиричностью, сделавшей изображенных им лиц 18 в. как бы современными его эпохе и сблизившей его с группой поэтов-символистов, для журнала которых "Весы" он исполнил несколько рисунков, обложек и заставок. После целого ряда произведений, напр., "Гармония" (1900), "Встреча у колонны" (1901) и "Гобелен" (1902, Третьяк. гал.), Б.-М. пишет свой "Водоем" (1902—03, Третьяк. гал.), где элегичность уже сочетается с декоративностью, еще более проявившейся в написанном через год "Изумрудном ожерельи" (Третьяк. гал.). Стремление к декоративности захватывает художника все более и более. Он меняет технику, пишет преимущественно акварелью, создавая ряд эскизов для фресок, оставшихся неисполненными. Среди них, быть может, лучшая вещь Б.-М. — "Реквием" (1905). Б.-М., пойдя по пути, открытому французским художником Гереном, сумел по-своему отобразить 18 в., в свойственных только ему красках и формах, обобщенность и упрощенность которых делают его очень крупным декоративным мастером.
Лит.: Врангель, H. H., В. Э. Борисов-Мусатов, СПб, 1910.
Ю. Анисимов.
Большая биографическая энциклопедия
2009