Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - борисполец платон тимофеевич

Борисполец платон тимофеевич

— род. в Черниговской губ., в местечке Гоголеве, ум. в 1880 г. Воспитывался он во 2-м кадетском корпусе, в Петербурге, выпущен офицером в 1823 г. и служил в артиллерии. Отличаясь весьма деятельным характером, Борисполец, помимо своих прямых обязанностей, служил еще при арсенале, занимался в штабе великого князя Михаила Павловича, устраивал в то же время чертежную при артиллерийской технической школе, где бесплатно читал механику по воскресным дням, и приготавливал рисунки оружия. Необыкновенною деятельностью Борисполец обратил на себя внимание великого князя Михаила Павловича и был даже лично известен Императору Николаю І. Таким образом, Борисполец мог бы составить блестящую карьеру на военном поприще; но все это он принес в жертву искусству, которое страстно любил. Среди своих многочисленных занятий, он посещал классы академии художеств. Изучая рисование и живопись урывками, Борисполец все же оказал быстрые успехи: за рисунки с натуры он получил малую и большую серебряные медали, за живопись — вторую золотую медаль (в 1836 г.). Выйдя в отставку в 1839 г., Борисполец еще усиленнее занялся искусством; он хотел получить большую золотую медаль от академии художеств, чтобы таким образом получить командировку за границу на счет академии. Он конкурировал два раза: первый раз представил картину: "Александр Македонский усмиряет Буцефала", второй раз — "Образ Воскресения Христа". Эта последняя работа заслуживала первой золотой медали. Но устав академии предписывал награждать этой медалью лишь в известный возраст, а Борисполец был старше положенных лет. Вместо желаемой медали ему предложили звание академика, от которого он отказался, и решил отправиться за границу на собственный счет. Написанный им, по заказу Ф. И. Прянишникова (председателя общества поощрения художеств), большой образ Воскресения Христа, которым он конкурировал во второй раз и который помещен был в почтамтской церкви (1841 г.), дал ему некоторый заработок, тем более, что он для этого же образа, по собственным рисункам, вылепил модель богатой и сложной рамы. Около того же времени Борисполец написал 28 образов для рязанского помещика Шувалова. Все эти работы дали ему некоторые средства, и, кроме того, он получил пособие от общества поощрения художеств. В 1843 г. он наконец уехал за границу, в Париж, где трудился между прочим над картинами: "Отдых св. Семейства", "Святой Андрей Первозванный" и пр. Он написал также вид "Pont Royal", который был разыгран в лотерее между членами общества поощрения художеств. В своих работах Борисполец находил поддержку и одобрение со стороны известного в то время живописца Генриха Шеффера, проф. скульптуры Дюре и архитектора С. А. Иванова. В Париже Борисполец написал и свою знаменитую копию с картины Тициана: "Положение во гроб Христа Спасителя" (в 1847 г.). Академия художеств признала ее превосходной, купила за тысячу рублей и заказала ему еще другую копию, тоже с картины Тициана: "Смерть св. Петра Доминиканца". Эта картина находилась в Венеции. Борисполец оставил Париж и отправился в Италию (в 1848 г.). В Риме он написал с натуры: 1) "Вид Рима", 2) "Девочка с собакой", 3) "Иисус в вертограде" (не окончена). Во Флоренции Борисполец снял копию с картины Андреа дель Сарто "Madonna del Sacco" и написал несколько образов для православной церкви, которую устраивал там Демидов. Для этого последнего Борисполец написал с натуры двух быков, присланных из Англии. В Венеции он принялся за копию с картины Тициана. Она находилась в церкви св. Иоанна и Павла, где художник во время работы страдал от холода, сквозного ветра и чрезвычайно неудобного освещения. От всех этих причин у Бориспольца начало портиться зрение, и он потерял один глаз. Пришлось уменьшить занятия; работа затянулась, заработки уменьшились, и Борисполец начал бедствовать. Наконец копия была окончена и отправлена в Россию (1850 г.), вместе с тремя видами Венеции, предназначавшимися для великого князя Константина Николаевича. Академия художеств одобрила копию и приобрела ее за 2½ тысячи. Виды Венеции, поднесенные великому князю Константину Николаевичу, не были им приобретены. Борисполец продолжал оставаться за границей, отчасти по недостатку средств, отчасти из-за надежды вернуть прежнее зрение. Но надежды его не оправдались: к 1852 г. он ослеп почти совершенно и с этих пор умер для искусства. Сильно бедствуя и нуждаясь, Борисполец прислал в академию художеств восемь давно начатых и неоконченных картин, из которых шесть изображают виды Венеции, одна — аллегорическое изображение и одна — копия с Мадонны А. дель Сарто. Академия оценила их в 650 руб., но приобрести отказалась, и картины были переданы в общество поощрения художеств, в зачет пособия, выданного Бориспольцу при отъезде за границу. Четыре картины из присланных ("Вид Венеции со стороны моря при вечернем освещении", "Вид церкви S-ta Maria dеlla Salute", "Вид таможни в Венеции при восхождении солнца" и копия с Мадонны А. дель Сарто) были представлены императору Николаю І, но и он отказался приобрести их. Между тем, Борисполец оставался за границей, во Флоренции, в самом бедственном положении. Только в 1855 г. ему, по Высочайшему соизволению, выслали тысячу руб. на лечение и возвращение в Россию. Борисполец сначала ездил в Париж к окулистам, но без всякого успеха, и потом вернулся в Россию. В конце 50-х годов ему наконец назначили пенсион из военного ведомства, и он немедленно уехал в Париж лечить глаза. Но зрение было потеряно навсегда. Он был веселый, живой и общительный собеседник; у него постоянно собирался кружок молодых художников и писателей, которых он воодушевлял своей энергией и горячностью к делу, а его младенческая доброта вошла в поговорку среди его друзей и знакомых.

Архив Имп. Академии художеств, Д. 85 (1837), Д. 56 (1841), Д. 107 (1847), Д. 112 (1851), Д. 126 (1852), Д. 81 (1853), Д. 46 (1855), Д. 100 (1857) и личное дело № 52 (Б). — Петров, "Материалы для истории Имп. Академии художеств", II, 344, 352, 366, 376, 421, 439; III, 76, 95, 102, 159, 169, 232, 237, 292, 327. — Рамазанов, "Материалы для истории искусства в России", М., 1863 г. — Энциклопедические словари: Березина, Толля (доп.), Клюшникова.

Е. Тарасов.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое борисполец платон тимофеевич
Значение слова борисполец платон тимофеевич
Что означает борисполец платон тимофеевич
Толкование слова борисполец платон тимофеевич
Определение термина борисполец платон тимофеевич
borispolec platon timofeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):