Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бортнянский димитрий степанович

Бортнянский димитрий степанович

— род. в 1751 в Глухове, Черниговского наместничества, ум. 25 сентября 1825 в СПб. В царствование Имп. Елизаветы Петровны поступил малолетним певчим в придворную певческую капеллу, где на его музыкальные способности обратил особенное внимание тогдашний капельмейстер придворного хора Галуппи, бывший музыкальным руководителем Б. не только в России (1763—68), но и в Венеции, куда Б. отправлен был вслед за своим учителем в 1768. В 1779 Б. вызван был на родину и получил звание капельмейстера придворного хора. С этого времени деятельность Б. кроме композиции направлена на улучшение состава голосов капеллы и на лучший выбор исполняемых ею духовных композиций. В 1796 Б. получил звание "директора вокальной музыки" и "управляющего певческой капеллой. При жизни Б. и не без его, конечно, влияния, последовал целый ряд указов св. Синода о том, чтобы при богослужении не исполнялись "концерты", вследствие их вычурной и не соответствовавшей целям богослужения музыки. Тогда же вошел в силу закон, по которому при богослужении могли быть исполняемы только те произведения, которые одобрены Б. — Собственные произведения Б. представляют весьма важное явление в истории русского церковного пения, так как с них начинается освобождение церковного пения от влияния иностранцев-композиторов, внесших в него излишнюю свободу в пользовании музык. материалом без соответствия с внутренним содержанием текста. Хотя сочинения Б. также написаны в стиле современной ему итальянской музыки и носят тот же концертный характер, но сильный природный талант Б. и национальное чувство не позволили ему идти в этом направлении далее известных пределов. Со стороны музыкальной техники сочинения Б. безупречны и особенно отличаются чистотою голосоведения, хотя иногда ради благозвучия прибегают к излишнему употреблению параллелизмов. Школа Б. имеет своих представителей и почитателей даже и в настоящее время; а некоторые его приемы, как, напр., форма херувимской песни, навсегда вошли в русское церковное пение. Кроме многочисленных композиций Б. оставил несколько переложений древних напевов, не всегда удовлетворяющих современному взгляду на эту отрасль творчества, но для своего времени весьма интересных в качестве новых опытов гармонической обработки одноголосных напевов. Известный "Проект об отпечатании древнего российского крюкового пения" с целью конечного объединения пения во всех церквах на почве древних церковных мелодий приписывается также Б., что, впрочем, оспаривается В. Стасовым и др. (см. Беликов, Алякрицкий). Полн. собр. соч. Б. издано в 10 вып., под ред. П. Чайковского, фирмою П. Юргенсона и заключает в себе 9 №№ 3-глс. сочинений (между прочим 3-глс. литургия), 29 №№ отдельных песнопений из церковных служб, на 4 гол.; 16 №№ двуххорных и 14 №№ 4-глс. и двуххорных хвалебных песней; 35 концертов 4-глс. и 10 — двуххорных; кроме того — гимны и частные молитвы. Из произведений светской музыки Б. написал 4 оперы: "Alcide" (1776), "Квинт Фабий" (1779), "Le Faucon" (1786) и "Le fils rival" (1787), а также ряд камерных произведений (партитуры симфонии и квинтета хранятся в Имп. публ. б-ке в СПб.), сонат для клавесина, вокальных арий и пр. Рукописи Б., вместе со всеми его печатными произведениями, были приобретены в 1827 от вдовы Б. придворной певческой капеллою (см. речь С. Смоленского о Б., "Рус. Муз. Газ." 1901, №№ 39—40).

(П.)

{Риман}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бортнянский димитрий степанович
Значение слова бортнянский димитрий степанович
Что означает бортнянский димитрий степанович
Толкование слова бортнянский димитрий степанович
Определение термина бортнянский димитрий степанович
bortnyanskiy dimitriy stepanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):