Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бронская евгения адольфовна

Бронская евгения адольфовна

(сцен. псевд.; урожд. Гоке (Гаке), по мужу Макарова) [20.1 (1.2).1882 (в нек-рых источ. 1884, 1888), Петербург — 12.10.1953, Ленинград] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Жена Г. Макарова. Род. в семье архитектора, образование получила в Смольном ин-те. Пению обучалась сначала в Петерб. муз. школе И. Бровки-Виссендорфа (в кл. своей матери, известной в прошлом певицы Э. Гаке, и в кл. ф-п. Ф. Черни). С 1900 совершенствовалась в Милане, летом 1906 — в Милане у Т. Аркель. Впервые выступила в концерте в 1896 в Гунтербурге (ныне Усть-Нарва). 19 дек. 1899 состоялся ее первый сольный концерт в Петербурге. На оперной сцене дебютировала в Петербурге 17 окт. 1900 (зал Купеческого собрания), с 1901 выступала в петерб. т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова). В окт. 1901 — февр. 1902 пела в Тифлис. опере, затем в петерб. т-ре "Аквариум" (антр. В. Любимова), в сезоне 1902/03 — в оперных т-рах Киева (антр. М. Бородая и С. Брыкина) и Одессы, в 1904—05 — в моск. т-ре Солодовникова и одновременно гастролировала в Харькове и Одессе, в 1906—07 пела в петерб. Нар. доме. С 1905 неоднократно гастролировала в Риме (т-р "Констанция"), Неаполе (т-р "Сан Карло"), Парме, Триесте, Флоренции, Болонье, Вероне, Венеции (1908), Милане (1907, т-р "Ла Скала" и "Феличе"), Париже (т-р "Олимпия", 1906—07), Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго (в составе итал. труппы с Э. Карузо, 1908—10). В 1910—23 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партиях Виолетты и Лакме), в 1917, 1919, 1921 и сезоне 1923/24 участвовала в отдельных спектаклях (в т. ч. в опереттах) МАЛЕГОТа. В 1911 — 12 гастролировала в моск. Большом т-ре. Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом приятного "серебристого" тембра и обширного диапазона, ясной и отчетливой колоратурой. Исп. отличалось лиризмом и естественной грацией сцен. воплощения. Зарубеж. критики называли ее "русской Тетраццини". Репертуар включал 40 партий.

1-я исп. партий: Атмы ("Метель"): в Мариинском т-ре — Царевны-Лебеди ("Сказка о царе Салтане"), Йеди ("Сын мандарина"), Рукайи ("Измена"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Марфа ("Царская невеста"), Царевна-Лебедь, Снегурочка, Рукайя, Манон, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джильда, Виолетта. "Партия Виолетты, несмотря на свою музыкальную тривиальность, в исполнении госпожи Вронской-Макаровой, имела интерес — как оживший, но когда-то модный, виртуозный жанр, где гибкость голоса и техника доведены до максимума...". ("Театр и искусство". 1910. № 38. С. 691).

Др. партии: Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Волхова; Церлина ("Дон Жуан" и "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Маргарита и Марта ("Фауст"), Мими и Мюзетта ("Богема"), Микаэла, Недда, Лейла, Лючия ди Ламмермур, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Эльвира ("Фенелла, или Немая из Портичи"), Мария ("Царь и плотник"), Фея ("Золушка" Ж. Массне), Маргарита Валуа, Офелия, Филина, Перикола (в оперетте "Перикола" Ж. Оффенбаха). Партнеры: Дж. Ансельми, Г. Бакланов, М. Баттистини, Г. Боссе, И. Ершов, К. Пиотровский, Л. Слезак, Д. Смирнов, Т. Руффо, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Бернарди, В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, А. Коутса, Э. Купера, Э. Направника, Д. Похитонова, Г. Фительберга.

В 1908 гастролировала в Венеции. Здесь исп. гл. партию в "Наваррянке" Массне (вместе с Г. Макаровым).

Конц. репертуар Б. включал произв. А. Алябьева "Соловей"), Ц. Кюи, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, С. Рахманинова, А. Аренского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига. С 1917 активно участвовала в концертах для рабочих, военных, систематически пела в концертах, организуемых Домом Красной Армии.

В 1923—50 преподавала в Ленингр. конс. (с 1939 проф.); жила в городе во время блокады. С 1945 вела занятия с группой студийцев в ленингр. Т-ре муз. комедии. Ученики — В. Еланская, К. Елисеева, Л. Колесникова, Д. Пантофель-Нечецкая, С. Рикка, Е. Тропика, А. Халилеева.

Награждена орденом "Знак Почета" (1938) и медалью "За оборону Ленинграда" (1944).

С 1905 записывалась на грампластинки — в Москве ("Пате"), Петербурге ("Граммофон", 1909, 1913—14), Нью-Йорке ("Columbia", 1910).

Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 35; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд.— М., 1962. С. 62: Пантофель-Нечецкая Д. Воспоминания (рук.). — в ЛГК, музей; Ласточкина Е. Е. А. Вронская (машинопись). — в НИО ЛГИТМиК, ф. 80, ед. хр. 40.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бронская евгения адольфовна
Значение слова бронская евгения адольфовна
Что означает бронская евгения адольфовна
Толкование слова бронская евгения адольфовна
Определение термина бронская евгения адольфовна
bronskaya evgeniya adolfovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):