Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - брудный арон абрамович

Брудный арон абрамович

(р.13.01.1932) — спец. по филос. антропологии, общей семантике и психолингвистике; д-р филос. наук, проф. Окончил Киргизский мед. ин-т (1954), ист. ф-т Киргизского ун-та (1953, экстерном), асп. по филос. (в ИФ АН СССР, 1957). Работал в АН Киргизии (1959 — 1998), где защитил докт. дисс. (1970) на тему "Язык, сознание и действительность". В 1974 — 1978 читал спецкурсы по соц. психол. на ф-те психол. МГУ. Заведовал отделом комплексного иссл. человека ИФ АН Киргизии (1984 — 1998), в наст. вр. — зав. кафедрой психол. и филос. Кир-гизско-Росс. Славянского ун-та (с 1994). Заслуженный деятель науки (с 1996). Чл.-корр. Нац. АН. Действ. чл. АН (Москва), Калифорнийской АН, Нью-Йоркской АН. Развивал филос. понимания, в к-рой выделяется триада гл. филос. вопросов: 1) действителен ли мир, 2) есть ли смысл или существование абсурдно, 3) является ли феномен человека случайным в масштабах Вселенной (реален ли антропный принцип). Основополагающая филос. категория — возможность. Развитие есть движение в пространстве возможностей, порождающее события и вещи. Возможность в принципе неистинна; время превращает ее либо в истину, либо в ложь. Вещь — реализованная возможность, события — реализуемая. Свойства вещи сокращают расстояние между тем, какой она является и что она значит для субъекта. В идеальном случае вещь является прекрасной и в этом заключено ее значение для субъекта. Фундам. феномен дух. существования человека составляет понимание. Трагедия человека есть проявление и следствие непонимания роковых (объективных) сил. Процесс понимания протекает в трех когнитивных полях: в поле 1 фрагментарно представлен действительный мир (в смысловом восприятии субъекта), в поле 2 — доказательные суждения, включая счетные операции, в поле 3 — повествования о действительных и возможных событиях. Для поля 1 определяющим является противопоставление есть — нет; для поля 2: доказано не доказано; для поля 3: добро — зло (должно — не должно). Функционированию полей понимания соответствует соотнесение фактического, логического и аксиол. в актах мышления. Понимание мира, людей и самого себя есть условие свободного существования человека в об-ве. Человек есть продукт полового отбора, об-во — воспроизводимый результат человеч. труда. Социогене-зу свойственно постоянное опережение антропогенеза, к-рый не завершен, ибо действие полового отбора продолжается. Гл. влияние на человека оказывает эффективное использование продуктов труда, осн. же для об-ва является эффективная организация производственного цикла. Собственность есть средство и условие независимости индивида от давления об-ва.

Соч.: Знак и сигнал // ВФ. 1961. № 4; Коммуникация и семантика // Там же. 1972. № 4; Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972; Понимание как философско-психологическая проблема // ВФ. 1976. № 10; Мир общения. [В соавт.]. Фрунзе, 1978; Экополис. Введение и проблемы. [В соавт.]. Пущино, 1981; Новое мышление. Фрунзе, 1988; Понимание и общение. М., 1989; Другому как понять тебя. М., 1990; Метафизика игры // Апокриф. 1993. № 2; Наука понимать. Бишкек, 1996; Психологическая герменевтика. М., 1998.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое брудный арон абрамович
Значение слова брудный арон абрамович
Что означает брудный арон абрамович
Толкование слова брудный арон абрамович
Определение термина брудный арон абрамович
brudnyy aron abramovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):