Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - брюллов александр павлович

Брюллов александр павлович

— архитектор; род. 29 ноября 1798 г., ум. 9 января 1877 г. Вместе со своим младшим братом, Карлом, А. П. Брюллов в 1809 г. поступил в академию художеств, куда был принят в качестве пенсионера. В период пребывания в академии А. П. Брюллов получил в 1817 г. малую серебряную медаль за рисунок с натуры, в 1819 г. малую серебряную медаль за архитектурную композицию и в том же году — большую серебряную медаль также за архитектурную композицию. В 1821 г. Брюллов окончил курс академии, в 1822 г. поступил в комиссию по построению Исаакиевского собора, а осенью того же года отправился, вместе с братом Карлом, на средства Общества поощрения художников, в Италию. Проведя зиму в Мюнхене, братья в начале мая 1823 г. приехали в Рим, где А. П. Брюллов занялся изучением римских зданий. В апреле 1824 г. Брюллов покинул Рим и вместе с А. Н. Львовым отправился в Сицилию, пробыв некоторое время в Неаполе. В эту поездку, продолжавшуюся около месяца, Брюллов изучил древние города Сегесту, Селинунт, Агригент, Сиракузы, Катану, Таормину и их развалины. Некоторое время спустя, Брюллов предпринял второе путешествие, которое познакомило его с Помпеей и было окончено в октябре того же 1824 г. По возвращении из этого путешествия Брюллов поселился в Неаполе. Здесь он стал известен королю, как отличный акварелист, и был приглашен исполнить акварелью портреты членов неаполитанского королевского дома. Эти портреты, из которых лучшими был портрет принцессы Христины, не только заслужили одобрение короля, но и получили громкую известность, благодаря своим несомненным достоинствам. По желанию короля, Брюллов сам принялся за литографирование этих портретов, но не довел этой работы до конца, так как не был достаточно опытен в этом искусстве. Во время исполнения портрета короля Брюллов получил от него разрешение зарисовывать в Помпее, все, что только он захочет. Пользуясь этим разрешением, Брюллов принялся за тщательные исследования помпейских развалин и в 1826 г. окончил свой блестящий труд — реставрацию открытых при нем помпейских терм. Около этого же времени он исполнил для Императрицы Марии Федоровны рисунок амфитеатра Флавия, причем развалины были им оживлены изображением проповеди капуцина. В Риме Брюллов получил Высочайше пожалованный ему, в поощрение его художественных работ, бриллиантовый перстень. Послав некоторые свои рисунки Обществу поощрения художников, Брюллов в конце августа 1826 г. отправился в Париж, со специальною целью изучения устройства театров, по поручению Общества поощрения художников, которое продолжало давать братьям пенсион. Намереваясь сам литографировать свои термы, Брюллов познакомился в Париже с Энгельманом и стал обучаться литографии, как искусству, а с конца марта 1828 г. стал слушать у Бюона курс истории архитектуры. В Париже, помимо рисунков терм, Брюллов зимою 1827 г., на вечере у княгини Голицыной, исполнил портрет Вальтер Скотта (с пледом на шее), отлитографированный им же самим потом на камне и считающийся наиболее схожим из всех портретов знаменитого писателя. По желанию королевского академического художественного общества, в связи с изданием своих терм, в мае 1827 г. Брюллов отправился в Лондон. Из Англии он проехал часть Франции, посетил Шартре, Дре и замок д'Ан, а затем воротился в Париж, где слушал, между прочим, курс механики в Сорбонне. Закончив здесь французский текст к своим "Помпейским термам", которые появились еще раньше в Париже в гравюрах Сандса, и издав его в 1829 г., Брюллов возвратился в этом же году в Петербург, пробыв за границею, в общем, более семи лет. Поднесенные Брюлловым Императору Николаю І "Помпейские термы" дали ему звание архитектора Его Императорского Величества; они же доставили ему звание член-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии, члена академии художеств миланской и петербургской. Вскоре по возвращении на родину Брюллов начал трудовую жизнь практического архитектора, только в свободное время занимаясь акварельною живописью. На выставке 1830 г. в академии художеств был, между прочим, проект Брюллова инвалидного дома на берегу Черного моря и акварельный портрет его же работы князя Лопухина, вызывавший всеобщий восторг знатоков искусства. В 1830 г. Брюллов получил заказ построить Михайловский театр, готическую церковь для графини Полье в Парголове и дом графини Самойловой в Славянке. В 1881 г. Брюллов выполнил все эти работы, а также написал акварельный портрет Императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов. В феврале этого же года Брюллов был определен исправляющим должность профессора архитектуры в академии художеств, и вместе с тем ему была задана программа на звание профессора: "сочинить проект огромной и великолепной кафедральной церкви Греко-российского исповедания для столицы". В марте 1832 г. Брюллов обратился к академии художеств с просьбою о перемене этой программы на "проект соборной церкви евангелического вероисповедания во имя свв. Петра и Павла в Петербурге", но совет академии отказал в этой просьбе, не решаясь отменить "проект такой важности, как проект огромной кафедральной церкви для столицы, в коем художник, видевший знатнейшие из подобных церквей в Европе, может самым блестящим образом показать свои дарования и познания, воспользовавшись тем, что в тех церквах хорошо, и избегнув того, что по справедливости в них осуждается". 21 сентября 1832 г. Брюллов был единогласно избран советом академии художеств в профессора 2-й степени по части архитектуры за свою блестяще исполненную программу (проект был исполнен в классическом стиле). В этом же году, по баллотированию совета академии, был одобрен, в числе трех других, проект Брюллова памятника Державину. К этому же году относится построение Брюлловым лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Петербурге, на Невском проспекте (в стиле английской готики). За постройкой этой церкви следовало предпринятое по Высочайшей воле построение здания Пулковской обсерватории; это — самое значительное создание художника, в котором в полной степени высказался его тонкий художественный вкус и самобытный архитектурный талант. Одновременно с постройкой Пулковской обсерватории, Брюллов производил работы по сооружению двух зданий на Дворцовой площади — здание генерального штаба и экзерциргауза. В 1837 г. Брюллов был назначен, в числе других архитекторов, в Высочайше учрежденную Комиссию для возобновления Зимнего дворца после пожара; его помпейская орнаментация, давшая имя целой галерее дворца, утвердила за ним репутацию превосходного декоратора-архитектора, и все его работы по отделке жилых комнат половины Их Величеств, по отзыву современников, составляли лучшую часть дворцовых работ, разделенных между тремя архитекторами (Стасовым, Штаубертом и Брюлловым). Вслед за работами в Зимнем дворце, Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца к свадьбе великого князя Константина Николаевича. Вместе с этой работой Брюллов производил (в 1845 г.) постройку Александровской больницы (в память великой княгини Александры Николаевны), с проложением Надеждинской улицы до Невского проспекта. Помимо всех этих работ, Брюллов в 1833 г., по воле Государя Императора, был назначен членом комитета о строениях и гидравлических работ. В 1842 г., "в уважение пользы, принесенной художествам и учащимся", Брюллов был возведен в звание профессора 1-й степени. В 1844 г. он, вместе с А. Тоном, занимался проектом отделения проезда от академического здания (с садом и железною решеткою). В начале 1845 г. Брюллов был избран, в числе других, членом комитета для составления проекта нового образования академии. В 1850 г., при переходе мозаического отделения в состав академии художеств, Брюллов был назначен одним из членов комитета для предварительных работ по составлению штата и положения мозаического отделения. С 1850 г. Брюллов почти оставил практическую деятельность и посвятил себя отчасти профессуре, отчасти теоретическо-научной разработке некоторых специально-архитектурных вопросов, как, напр., вентиляция и отопление, устройство госпиталей и т. под. В 1857 г., за отъездом за границу ректора архитектуры К. А. Тона, Брюллов исполнял его должность (еще раньше он исполнял обязанность конференц-секретаря академии). 15 января 1871 г. в академии Художеств торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Брюллова, собравший много почитателей таланта заслуженного профессора; по случаю этого юбилея была выбита медаль, на одной стороне которой был изображен портрет художника, а на другой — знаменитейшее из его сооружений — Пулковская обсерватория. В этом же году Брюллов вышел в отставку. Академия очень высоко ценила художественный авторитет Брюллова: многократно поручала она ему давать отзывы относительно различных сочинений по теории и истории искусства, проектов, художественных произведений, педагогических систем в относящихся к искусству науках и т. под., и свои решения и поступки сообразовала в таких случаях исключительно с отзывом Брюллова. По выходе в отставку, Брюллов вел, главным образом, кабинетную жизнь. В течение нескольких последних лет жизни он серьезно изучал высшую математику, пристрастился к геологии и вообще естественным наукам; до последних дней он следил за успехами архитектуры и сохранил свежесть ума, живую и разностороннюю наблюдательность. Брюллов является одним из наиболее крупных деятелей в истории русской архитектуры. Его работы, помимо основательной и обдуманной планировки, обнаруживают тонкость художественного вкуса, а также смелость и красоту композиции и грациозную легкость в распоряжении внешними формами. Эти качества работ Брюллова являются особенно ценными, если принять во внимание те узкие и односторонние взгляды и требования, которые господствовали в области архитектуры в тридцатых годах XIX столетия и позже. Посвятив себя исключительно архитектурной деятельности, Брюллов занимался живописью и рисованием сравнительно в незначительных размерах, и то, главным образом, до отъезда своего из России и в период пребывания за границей. Однако его работы этого рода обнаруживают в нем замечательного художника-рисовальщика и акварелиста. Еще во время обучения его в академии художеств, многие считали его лучшим рисовальщиком, нежели его брата Карла. Близкий по духу Галактионову и Мартынову, он писал не только портреты, отличающиеся замечательным сходством, живостью и изяществом, но и массу литографических и акварельных пейзажей (среди них значительное количество видов петербургских окрестностей), жанровых сцен и другого рода рисунков. Все эти работы поражают мастерской техникой, а также замечательною тонкостью рисунка. У сына А. П. Брюллова — П. А. Брюллова (в Петербурге) имеется несколько альбомов, заключающих в себе превосходные ландшафтные, жанровые и иные рисунки А. П. Брюллова акварелью, пером, карандашом, сепией и т. д. Один из лучших картонов Брюллова изображает гулянье на Елагином острове в тихий майский вечер, с прелестными миниатюрными фигурками прогуливающейся под звуки оркестра толпы. Замечательно также изображение саардамской хижины Петра Великого, которую художник посетил при проезде через Голландию. Наибольшая часть картин и рисунков Брюллова находится за границей, в руках частных лиц.

П. Н. Петров, "Для немногих. Специальные заметки по генеалогии и геральдике, истории, археологии и искусству", СПб., 1871 г., стр. 1—7 (см. "Всемирную иллюстрацию", 1871 г., № 116, стр. 184—185). — "Александр Павлович Брюллов" ("Зодчий", 1877 г., № 1, стр. 9—10.). — "Архив Брюлловых", редакция и примечания И. А. Кубасова, СПб., 1900 г. — П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Академии Художеств", СПб., тома І, II и IIІ. — Энциклопедические словари Брокгауза-Ефрона и Березина. — "Большая энциклопедия", изд. т-ва "Просвещение". — А. Бенуа, "История русской живописи в XIX в." (1-й выпуск "Истории живописи в XIX веке" изд. т-ва "Знание"), СПб., 1901 г., стр. 52, 72. — Некрологи: во "Всеобщем календаре" Гоппе на 1878 г.; "Всемирной Иллюстрации", 1877 г., № 420, стр. 70—71; "Театральной Газете", 1877 г., № 13, стр. 12; "Голосе", 1877 г., № 49, отд. "Внутренние известия". — А. П. Новицкий, "История русского искусства", вып. VIІ. — "Отрывок из письма А. Брюллова" ("Журнал изящных искусств", 1825 г., часть II, № 3, стр. 78—81). — Помимо указанных печатных материалов, в биографию А. П. Брюллова вошли сведения, сообщенные его сыном, П. А. Брюлловым.

В. Греков.

{Половцов}



Брюллов, Александр Павлович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое брюллов александр павлович
Значение слова брюллов александр павлович
Что означает брюллов александр павлович
Толкование слова брюллов александр павлович
Определение термина брюллов александр павлович
bryullov aleksandr pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):