Большая биографическая энциклопедия - булычев кир (или кирилл)
Булычев кир (или кирилл)
(псевд. Игоря Всеволодовича Можейко; р. 1934 — умер 5 сентября 2003 года, в г. Москве) — Рус. сов. прозаик, киносценарист и ученый-историк, известный также произв. др. жанров (приключенческой, биографической, науч.-поп. и науч.-худож. лит-ры), один из ведущих и самых плодовитых авторов сов. НФ 1960-1980-х гг. Род. в Москве, окончил Моск. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме; с сер. 1960-х — науч. сотрудник Ин-та востоковедения АН; автор мн. монографий, науч.-поп. и науч.-худож. книг; д-р историч. наук. Печататься начал с 1960 г. Лауреат Гос. премии СССР (1982 — за кинодраматургию). Первые НФ публикации — р-з-мистификация "Долг гостеприимства" (1965; напечатан как переводной, автором указан "бирманский прозаик Маун Сейн Джи") и подборка р-зов — "Девочка, с которой ничего не случится" (1965).
Первые р-зы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 в. Алисы Селезневой, с к-рой дебютировал в НФ Б., положили нач. долгой серии детской НФ, принесшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе, впервые изд. в разл. ант. (и неоднократно переизд.), составили сб. -
"Девочка с Земли" (1974),
"Сто лет тому вперед" (1978),
"Миллион приключений" (1982),
"Девочка из будущего" (1984),
"Непоседа" (1985),
"Пленники астероида" (1988),
"Новые приключения Алисы" (1990);
ряд произв. экранизирован (чаще всего — по сценарию самого Б.) в виде худож. фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов (см. "Гостья из будущего", "Лиловый шар", "Тайна Третьей планеты", "Миллион приключений", "Остров ржавого лейтенанта").
Начатая свежо и талантливо — Б. умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-"пед." НФ для детей и подростков, — серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться нов. повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-1990-х гг. превратили образ "пионерки" коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная — на протяжении четверти века — издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутье Б., ближе всех в сов. НФ (исключая — по иным причинам — А. и Б.Стругацких ) подошедшего к статусу автора-"бестселлериста".
Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Б. впечатляюще продемонстрировал ранними р-зами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединенными в сб. "Чудеса в Гусляре" (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на к-ром можно было наблюдать столкновение узнаваемого сов. быта 1960-1980-х гг. с самыми невероятными фантаст. событиями, часто поданными как умная пародия на штампы НФ лит-ры, — от "рутинных" высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций рус. фольклора: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания — в р-зе "Поступили в продажу золотые рыбки" (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия — в повести "Марсианское зелье" (1971); последняя экранизирована (см. "Шанс"). Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние р-зы — а впоследствии и объемные повести — о жителях Великого Гусляра не принесли нов. качества, была утеряна пародийная легкость, а на фоне политич. "застоя" 1970-1980-х гг. мягкий и вполне "безопасный" юмор Б. иногда начинал раздражать своей благостностью; неск. "осмелел" писатель только в конце 1980-х — повесть "Перпендикулярный мир" (1989) и др. "пост-перестроечные гуслярские" истории. Поздние произв. цикла составили сб. — "Великий Гусляр" (1987), "Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе" (1989), "Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра" (1990).
Разносторонее НФ тв-во Б. не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние р-зы и повести, к-рые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий — от Г.Уэллса до С.Снегова ) сб. "Люди как люди" (1975), определивший "экологическую нишу" Б. в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психол. рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров НФ, юмор, емкий лаконичный язык интеллигентной "гор. прозы"; др. произв. короткой формы составили сб. — "Летнее утро" (1979), "Перевал" (1983), "Похищение чародея" (1989), "Коралловый замок" (1990). В ряде р-зов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантаст. изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в "Короне профессора Козарина" (1973), искусственного зрения — в р-зе "Глаз" (1978); в повести "Умение кидать мяч" (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована (см. "Умение кидать мяч"). В р-зе "Можно попросить Нину?" (1973) наш современник может говорить по телефону с абонентом из осажденного Ленинграда 1941 г.; в повести "Половина жизни" (1974) агрессивные пришельцы похищают с Земли простую рус. женщину, к-рая, однако, не упала духом в полной изоляции от себе подобных и "нашла себя", став героиней на далекой планете. Интересна и детально проработана остросюжетная повесть "Похищение чародея" (1979), рассказывающая о том, как наши потомки — историки из далекого будущего — пытаются осуществить "прогрессорскую" деятельность в ср.-век. росс. прошлом, спасая гения-самородка; экранизирована (см. "Похищение чародея"). Среди др. р-зов выделяются два остроумных примера "вывертов" эволюции: "Когда вымерли динозавры?" (1967) и "Мутант" (1977).