Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бычков виктор васильевич

Бычков виктор васильевич

(р. 04.09.1942) — спец. по эстетике; д-р филос. наук. Род. в Москве. Окончил Моск. энергетический ин-т (1965), асп. филос. ф-та МГУ по кафедре эстетики (1972). С 1972 Б. работает в ИФ АН СССР (РАН), с 1992 — гл.н.с, рук. иссл. группы "Неклассическая эстетика". С 1998 — зав. сектором эстетики. Канд. дисс. — "Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве" (1973). Докт. дисс. — "Эстетические идеи патристики" (1981). Начиная с 1970 ведет иссл. в обл. патристической культурологии и эстетики, византийской и древнерус. эстетики, рус. религ. эстетики XIX—XX вв. На основе этих иссл. Б. вводит в науч. оборот понятие "православной эстетики" (эстетики культур православного ареала) и исследует ее историю (и предысторию) от Филона Александрийского и ранних отцов Церкви до П.Флоренского, С.Булгакова, совр. представителей. Считает православную линию истории культуры и эстетики самобытной, отличной от путей и принципов западноевроп. культуры (эстетики). Под эстетикой Б. понимает не только одну из дисциплин филос. цикла, как она сложилась в новоевроп. культуре, и интенции к ней в вербальной культуре прошлого, но и особую сущностную характеристику культуры, выражающую специфический неформализуемый дух. опыт, органически присущий человеку, опыт предельно высокого уровня. Одной из важных особенностей православной эстетики Б. считает ее принципиально нерефлективный, недискурсивный характер; отмечает пронизанность эстетич. сознанием всей православной культуры, органическое единство религ.-мистического и художеств.-эстетич. опыта. К осн. категориям православной эстетики (наиболее полно разработанным в патристике у византийских авторов) относит образ, символ, знак, икону, возвышенное, прекрасное, свет, цвет; к гл. характеристикам эстетич. сознания (получившим предельное выражение в искусстве Древней Руси) — соборность, системность, символизм, софийностъ, каноничность, духовность, повышенную нравственно-этическую ориентацию. Важными компонентами православной эстетики считает эстетику аскетизма и литургическую эстетику. Для последнего этапа православной эстетики, именуемого Б. неоправославным (Вл.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков и др.), характерна повышенная филос.-богословская рефлексия эстетич. идей, высокая оценка художеств.-эстетич. опыта, связь эсхатологических чаяний с теургической эстетикой; замыкание богословия и филос. на софиоло-гии как на новом этапе православной эстетики. Сильное влияние православной эстетики Б. усматривает в эстетике рус. символизма и у нек-рых теоретиков рус. авангарда. Еще одна сфера науч. интересов Б. — художеств. культура XX в., особенно в ее новаторских направлениях и поисках от авангарда до постмодернизма. Б. рассматривает систему наиболее продвинутых арт-практик XX в., к-рую он называет ПОСТ-кулътурой, в качестве важнейшего свидетельства глоб. переходного периода в культуре, преобразования культуры в некое иное качество, одной из гл. причин к-рого явился НТП. Полагая, что здесь недостаточны традиционные дискурсивно-аналитические способы иссл., Б. разрабатывает особый метод филос.-поэтическо-медитативного проникновения в арте-феноме-ны и арте-факты совр. художеств. культуры; его результаты фиксируются им вербально в форме ПОСТ-адекваций — специфического жанра постмодернистской эстетики. При его разработке Б. исходит из предпосылки, что дух и форма совр. художеств.-эстетич. иссл. должны быть конгруэнтны анализируемому феномену. Б. — автор статей (Byzantine Aesthetics, Icon, Russian Aesthetics: Religious Aesthetics) в "Encyclopedia of Aesthetics", изданной Колумбийским ун-том (T.I, 2, 4; N.Y., Oxford, 1998) и статей по эстетике ("Авангард", "Безобразное", "Возвышенное", "Игра", "Прекрасное", "Символизм", "Эстетика", "Эстетическое") в "НФЭ".

Соч.: Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977; Эстетика поздней античности. II—III вв. (Раннехристианская эстетика). М., 1981; Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Малая история византийской эстетики. Киев, 1991; Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Литературное обозрение.1992. № 3/4; Русская средневековая эстетика XI—XVII века. М., 1992 (2-е изд. — 1995); Феномен древнерусского эстетического сознания // Утренняя звезда. М., 1993; Die neoorthodoxe Theologie der Ikone // Ostkirchliche Studien. Bd.42. Hft 1. Wurzburg, 1993; The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Crestwood, N.Y., 1993; Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. Т.1. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995; Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова // Введение в храм. М., 1997; К исследованию духовных основ искусства: Художественная культура авангарда // Spectrum. Vol.1. V.2. Cbnins. 1997 (англ. яз.); Религиозно-эстетическое сознание в России XIX—XX веков. Пролегомены к Тексту о современном этапе поисков духовного в искусстве // Вопросы искусствознания. X (1/97). М., 1997; Искусство нашего столетия. ПОСТ-адеквации // КорневиЩе 0Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998; Икона и русский авангард начала XX века // Там же. М., 1998; 2000 лет христианской культуры sub specie aestethica. T.1. Раннее христианство. Византия М. —СПб., 1999; Т.2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.-СПб., 1999; К историософии современного искусства // Пространства жизни. М., 1999; Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. 1999. № 1; Художественно-эстетическая феноменология авангарда и модернизма // КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000; XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 2, 3.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бычков виктор васильевич
Значение слова бычков виктор васильевич
Что означает бычков виктор васильевич
Толкование слова бычков виктор васильевич
Определение термина бычков виктор васильевич
bychkov viktor vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):