Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - быховский бернард эммануилович

Быховский бернард эммануилович

[31.08 (12.09).1898 (по др. данным, 1901) — 19.04.1980] — спец. по истории западноевроп. филос., онтологии, теории познания и общей методол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Бобруйске. Окончил ф-т обществ. наук Белорус. гос. ун-та (1923). Занимался пед. и науч. деятельностью в обл. диалектич. материализма, истории филос. Работал в БГУ и Центр. парт. школе при ЦК КП Белоруссии. Проф. с 1929, д-р филос. наук с 1941. С 1929 — зав. кафедрой диалектич. материализма в Среднеазиатском ун-те (Ташкент). Впоследствии преп. в МИФЛИ и в Ин-те Красной профессуры. В 1953—1973 — проф. кафедры МИНХ. Один из руководителей работ по созданию "Истории философии" (Т.1—3. 1940—1943). Следует отметить факт: в III томе "Истории философии" (1943) почти весь раздело Гегеле и вся глава о младогегельянстве была написана Б. после секретного постановления ЦК ВКП(б) от 2 мая 1944 г. "О недостатках в науч. работе в области философии" (№ 1143/110). Б. был уволен со своей должности. Филос. взгляды Б. тесно связаны с миро-воззренч. концепцией марксизма и определяются ди-алектико-материалистич. методол. Ранние работы (20—30-е гг.) посвящены анализу и значению лен. работ для филос. и естествознания, ист. становлению материализма и диалектики, развитию взаимосвязи между филос. науками и естествознанием при рассмотрении таких гносеол. проблем, как психофиз., проблема чувственного и рационального и др. Заметно влияние полит. идеологии на формирование филос. взглядов Б. (См.: Ленин и нек-рые вопросы истории философии // Под знаменем марксизма. 1931. № 1—2; Враги и фальсификаторы марксизма. М.—Л., 1933.) Характеризуя предмет и функции филос., ее отношение к частным наукам, Б. решительно отвергает тезис "научная филос. невозможна" ("Очерк философии диалектического материализма". 1930. С.4). Взгляд на филос. познание как отличное от науч. он характеризует следующим образом: "Философия и наука представляют собою два раз л. способа постижения мира, проявления двух разл. способностей нашего духа. Различие между ними не в предмете иссл., не в том, что они стремятся постичь, а в методе, в том, какими средствами они постигают вселенную. ...Философия действует иными средствами, иными дух. орудиями, чем наука, ей присущи особые вненауч. методы познания" (Там же). В качестве важнейших вариантов понимания филос. как отличного от науч. способа познания Б. указывал на нем. рационалистическую филос. первой пол. XIX в. (орудие науки — опыт, филос— разум), интуитивизм (филос. способ постижения действительности — внутр. непосредственный опыт, озарение, науч. же — наблюдение, эксперимент, логические рассуждения) и филос. Баденс-кой школы (наука объясняет действительность, филос— оценивает). Для самого Б. "либо возможна научная философия, философия, работающая научными методами, отличающаяся от остальных наук не методами своими, а предметом изучения, либо ее вовсе не нужно". Выбирая первое, он настаивает на понимании филос. как науки о науках, о знании, о науч. мышлении, подчеркивает при этом, что знание — "предмет весьма реальный и весьма определенный". "Философия представляет собою иссл. способов познания, учение о принципах, сущности и методах наук, каковы бы ни были их объекты, теорию науки и "технологию" научного мышления. Науки пользуются логическим мышлением, философия изучает его. Науки ищут истину, философия исследует понятие истины и пути к ней" (Там же. С.9). Философия есть "наука о принципах, сущности, средствах и возможностях знания, о путях и методах науки,— теория знания, учение о науке. Вот в чем ее единственный и монопольный предмет изучения, предмет достаточно важный и значительный. В философии наука исследует свою собственную природу, знание обращается лицом к себе самому. Философия есть самопознание науки, "рефлективное познание", самоанализ знания. На воротах философии д. б. начертано: наука, познай самое себя" (Там же. С. 10).

Наряду с проблемами общефилос. и общеметодол. характера у Б. — устойчивый интерес к истории филос., определивший науч. деятельность позднего периода. Основа ист.-филос. концепции Б. — идея о партийности филос., борьбе двух "лагерей" — идеалистического и материалистич., дополненная двумя социол. принципами марксизма: принципом смены обществ.-экон. формаций и принципом клас борьбы. Вместе с тем ист.-филос. познание, считал Б., причастно культурному прогрессу человечества, выражает аксиол. потребности эпохи, и поэтому "видеть в истории философии только непрекращающуюся из века в век воспроизводящуюся борьбу и не видеть, как в ходе этой борьбы осуществляется прогресс философской мысли,— значит, релятивистски искажать ист. процесс. .. Поток познания постепенно очищается и вместе с тем становится все полноводнее" (ВФ. 1959. № 5. С.93). Особое место среди ист.-филос. работ Б. занимают труды по религ. филос. томизма и неотомизма. В ряде работ прослеживается эволюция позитивистской филос— логич. позитивизма, логического атомизма, логического эмпиризма, обосновывается связь этой школы с особым типом рациональности, релятивистского, конвенциального характера и общей методол. махизма. При анализе опера-ционализма и неопрагматизма Б. рассматривает проблемы познавательной деятельности, ее критериев.

Соч.: Материализм и диалектика в творчестве В.И.Ленина // ПЗМ. 1924. № 2; Психофизические проблемы в учении Спинозы // Труды Белорусского гос. ун-та. Кн. 14—15. Минск, 1927; Психофизическое учение Томаса Гоббса // В. Коммунистической академии. Кн. 26. 1928; Очерк философии диалектического материализма. М.—Л., 1930; Бэкон и его место в истории философии. Там же. № 6; Враги и фальсификаторы марксизма. М.-Л., 1933; О месте Лейбница в истории диалектики // ПЗМ. 1935. № 6; Материализм Томаса Гоббса. Там же. 1938. № 6; Материализм Фейербаха. Там же. 1939. № 6; Философия американского Просвещения XVIII века. Там же, № 9; Младогегельянство. Там же. 1940. № 10; Философия Декарта. М.-Л., 1940; Метод и система Гегеля. М., 1941; Основные течения современной идеалистической философии. М., 1957; Философия неопрагматизма. М., 1959; Фейербах. М.,1967; Дж. Беркли. М., 1970; Къеркегор. М., 1972; Гассенди. М., 1974; Шопенгауэр. М.,1975; Сигер Брабантский. М.,

1979.

И.Ю.Алексеева, Е.В.Зорина



Быховский, Бернард Эммануилович

Род. 1901, ум. 1980. Философ, специалист в области диалектического материализма и истории зарубежной философии. Лауреат Государственной премии СССР (1943).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое быховский бернард эммануилович
Значение слова быховский бернард эммануилович
Что означает быховский бернард эммануилович
Толкование слова быховский бернард эммануилович
Определение термина быховский бернард эммануилович
byhovskiy bernard emmanuilovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):