Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - цесевич платон иванович

Цесевич платон иванович

[25. 11(7. 12). 1879, д. Негневичи Новогруд. у. Минск. губ., ныне Гроднен. обл. — 30. 11. 1958, Москва] — арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в бедной крестьянской семье. С 1887 жил в Киеве, где окончил двухклассное уч-ще. Из-за материальных трудностей не смог продолжать образование и три года работал в столярной мастерской. В 1895 вместе с родителями переехал в Екатеринослав, где работал литейщиком и токарем на разных заводах. С девяти лет пел в хоре киев. Софийского собора (п/у регента Я. С. Калишевского), а затем принимал участие в любительских концертах и спектаклях в Екатеринославе. Вскоре был зачислен статистом гастролировавшей там укр. труппы под рук. М. Старицкого и М. Кропивницкого; позднее пел в митрополичьем хоре Екатеринослав. собора. В 1898 ок. восьми мес. занимался пением у И. А. Левина в Екатеринославе и одновременно выступал в Укр. муз.-драм. т-ре. В 1901 выступал с опереточной труппой Н. Балсуновского в Сочи, Армавире и др. городах, затем с труппой Д. Гайдамаки — в Новороссийске и Ростове-н/Д, с труппой Ярошенко — в Варшаве (здесь голос певца высоко оценил А. Дидур). С 1902 жил в Петербурге, где брал уроки пения у Я. Любина. Позднее выступал в укр. драм. труппе О. Суслова (сад "Аркадия" и моск. сад "Эрмитаж"). Летом 1904 пел в Н. Новгороде, где под рук. дирижера И. Палиашвили подготовил неск. партий. В сент. 1904 дебютировал в партии Гремина в Харьков. антр. В. Валентинова (худож. рук. и дирижер Л. Штейнберг). В этот период брал уроки пластики у балетмейстера Манебена. Летом 1905 выступал в Петербург. Новом летнем т-ре "Олимпия" (антр. Е. Кабанова и К. Яковлева), в том же году — Харькове, затем в Петербурге (Нар. дом, антр. М. Циммермана. 1905—07), Казани и Саратове (1906), Киеве (1907—10 и 1912), Баку (1909, антр. П. Зурабова), Одессе (1910—15 и 1918—22), Н. Новгороде (1912 и 1917). Выступал на сцене моcк. Большого т-ра (дебютировал в 1907 в партии Мефистофеля — "Фауст", в 1913 — в опере "Валькирия", однако в труппу не был принят; в 1915—16 выступал как гастролер). В 1915 — 18 солист моcк. Оперы С Зимина. В 1918 — 23 гастролировал по городам Украины и Кавказа. С 1922 жил в Москве. В 1925 по совету А. Луначарского отправился за границу совершенствоваться в вокальном искусстве. В Милане брал уроки у В. Ванцо; в том же году пел в неаполитан. т-ре "Сан-Карло", в февр. 1926 — в Модене, затем в париж. "Гранд-Опера" (исп. партию Бориса Годунова). С 1927 гастролировал по СССР, в 1930 — 33 — Италии, Испании, Румынии, Франции (в мае 1932 в париж. "Опера комик" пел вместе с Ф. Шаляпиным). С 1933 выступал на оперной сцене эпизодически (1941 — Одесса, Тбилиси, в февр. 1942 — Ереван, затем Тбилиси). В 1949 в Одессе состоялось последнее выступление певца на оперной сцене. "Пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актера, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией. Он был приучен брать все собственным, так сказать, горбом" (С Левик)*. Репертуар включал ок. 50 партий.

1-й исп. партий: Мирзы — Намык-хана ("Черный тюрбан"), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" H. Лысенко; инструментовка Л. Штейнберга); в Киеве — Добрыни Никитича ("Добрыня Никитич"), Мефистофеля ("Мефистофель"); в Харькове — Ризничного ("Тоска"), Коллена ("Богема"); в Одессе — Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского), Мефистофеля ("Фауст"), Владимира Галицкого, Нилаканты; в Большом т-ре — Малюты Скуратова ("Царская невеста"); в Баку — Бориса Годунова; на рус. сцене — Лефорта ("Царь и плотник"). Лучшие партии: Борис Годунов (подготовил вместе с М. Бихтером и А. Петровским), Досифей, Сусанин ("Жизнь за царя"). Кочубей, Кардинал ("Жидовка"). "В то время Цесевич представлялся мне лучшим после Ф. И. Шаляпина исполнителем Бориса Годунова и безусловно лучшим Кочубеем в "Мазепе" Чайковского. Сцена галлюцинаций Бориса и сцена Кочубея в тюрьме проводились артистом на высоком реалистическом уровне, с большой эмоциональностью и художественным тактом" (С. Левик)*.

Др. партии: Руслан, Кончак, Салтан, Карась, Гремин; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Марсель ("Гугеноты"); Сен-Бри, Филипп II, Лотарио, Вотан ("Валькирия"). Партнеры: И. Апчевский, М. Баттистини, Н. Большаков, M. Куржиямский, Л. Липковская, М. Литвиненко-Вольгемут, М. Максаков, А. Нежданова, Л. Собинов, И. Томарс, Ф. Шаляпин. Пел п/у Н. Бакалейникова, Э. Купера, Н. Миклашевского, Дж. Пагани, А. Пазовского, М. Штеймана, Л. Штейнберга.

Вел активную конц. деят-сть. Камерный репертуар певца включал романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ж. Массне, укр. и рус. нар. песни. С 1902 исп. рус. и цыган. романсы на эстраде петерб. сада "Аркадия". В 1904 выступал с концертами укр. нар. песен и романсов в Н. Новгороде, в 1906 — в Поволжье, на Урале и в Средней Азии. В 1910 участвовал в выступлениях укр. хора п/у А. Кошица. После Октябрьской революции давал концерты в рабочей и красноармейской аудиториях. В 1921 организовал в Одессе группу артистов (скрипач Н. Мильштейн, певец М. Куржиямский и др.), с к-рой концертировал по городам Украины; денежный сбор от выступлений шел в помощь голодающим. С 1933 вновь продолжил конц. гастроли по СССР. В 1955 состоялся последний концерт певца. Выступал в концертах в ансамбле с С. Кусевицким.

Ц. был в дружеских отношениях с композиторами А. Скрябиным, Н. Лысенко (высоко ценившим его искусство), И. Стравинским, поэтом М. Волошиным (любившим слушать в его исп. рус. песню "Прощай, радость" и романс Даргомыжского "Старый капрал"), писателем В. Гиляровским.

Записывался на грампластинки (24 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1903, под псевд. Платонов; "В. И. Ребиков", 1904; "Колумбия", 1907) и Киеве ("Интернациональ Экстра Рекорд"), 1911; "Экстрафон", 1912).

Соч.: Мои поездки // Веч. Москва. 1935. № 74: 31 марта. № 3.

Лит.: Додо. Опера Зимина. Цесевич // Зрелища. 1922. № 18. С. 17; Eго же Опера Зимина: Борис Годунов — Цесевич // Там же 1923. № 23. С. 14; Кокин А. Платон Цесевич // Сов. музыка. 1935. № 5. С. 87; Mepлинский Г. Партнер Шаляпина и Собинова//Веч. Москва, 1958. 10 окт.; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С Штейнпресс. Т. 1.

— М., 1960. С. 230—231; Днепpов М. Полвека в оперетте. — М., 1961. С 38; Шток И. А песня живет //Сов. музыка. 1962. № 5. С 25—27; Eго же Премьера: Рассказы драматурга. — М., 1975. С. 6—45; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 75, 76; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С 132; Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси. 1970. С. 36—37; Mлинарис Д. О. Из рассказов театрального администратора // Урал (Свердловск). 1973. № 6. С. 166; Eфpeмов В. Н. Белорус Цесевич. — Минск, 1974 (на белорус. яз.); Его же. С Шаляпиным рядом // Неман (Минск). 1975. № 2. С. 159— 164; Квалиашвили М. Г. Воспоминания оперного режиссера, — Тбилиси, 1975. С. 36; Коломенський М., Iльін С. "Його голос, уникальноі краси і сили" // Музика (Киів). 1980; № 1. С. 26—27; Козловский І. "Двойник Шаляпінаа" // Культура і життя (Киів). 1984. 15 лютого. С. 8; Лисенко I. Народний співак //Киів, 1984. № 8. С. 164—169.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое цесевич платон иванович
Значение слова цесевич платон иванович
Что означает цесевич платон иванович
Толкование слова цесевич платон иванович
Определение термина цесевич платон иванович
cesevich platon ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):