Большая биографическая энциклопедия - челищев петр иванович
Челищев петр иванович
— писатель, происходил из дворян и был сыном секунд-майора Воронежского гарнизона Ивана Сергеевича Челищева; родился 14 августа 1745 года, в Смоленской губернии. В 1757 году он воспитывался в Московской университетской гимназии, а 1-го января 1762 года был определен пажом в Пажеский корпус, где пробыл четыре с небольшим года. В начале 1766 года, по желанию Императрицы Екатерины II, было отправлено для изучения наук в Лейпцигский университет 12 пажей, в числе коих были: Челищев и А.
Н. Радищев, известный впоследствии автор "Путешествия из Петербурга в Москву", книги, возбудившей сильное неудовольствие Екатерины II. В университете Челищев слушал лекции по философии, истории, математике, физике и юридическим наукам, и это доставило ему возможность приобрести хорошее образование. В числе профессоров, которых он слушал, было несколько пользовавшихся большою известностью, в том числе Голлерт, читавший словесные науки, и Платнер, преподававший философию и физиологию.
Последний, в своем изложении, старался сближать отвлеченную науку с насущными потребностями жизни, затрагивал различные социальные вопросы, подвергал критике существующие законы и т. п. Влияние Платнера на Челищева не подлежит сомнению и доказывается многими страницами его путевого дневника. Челищев пробыл в Лейпцигском университете до половины 1770 года; в этом году, 25 мая, состоялось Именное повеление гофмейстеру Бокуму, имевшему главный надзор за пажами, находившимися в Лейпциге, отправить обратно в Россию Челищева и его товарища кн.
Трубецкого, выдав им на проезд по 100 червонцев. О службе Челищева по возвращении в Россию известно только, что в 1790 году он был уже секунд-майором в отставке. Когда, в июле этого года поднялась тревога по поводу изданного Радищевым "Путешествия из Петербурга в Москву", Императрица заподозрила и Челищева в том, что он принимал участие в сочинении и издании этой книги.
Екатерина приказала узнать, кто автор книги, и следствие поручено было гр. А. Р. Воронцову; по следствию оказалось, что подозрение насчет Челищева было совершенно несправедливо. В мае 1791 года он предпринял путешествие по северу России, причем проехал в направлении с юго-запада на северо-восток Олонецкую губернию, посетил средние части Архангельской, западные уезды Вологодской и восточные Новгородской губернии; в декабре того же года он уже возвратился в Петербург.Главным, по-видимому, побуждением, которое руководило Челищевым в его намерении совершить путешествие, была любознательность; быть может и то, что, как человек искренно религиозный, он желал поклониться многочисленным святыням русского севера. Как человек образованный и любознательный, Челищев не ограничивался мимолетными впечатлениями, а составил весьма подробное и дельное описание своего путешествия.
Рукопись его под заглавием: "Подробный журнал путешествия моего, 27 мая 1791 г.", приобретена в Москве в 1883 году графом С. Д. Шереметевым и издана в 1886 году в СПб. академиком Л. Н. Майковым. Самые разнообразные предметы привлекали внимание Челищева во время его путешествия, начиная от памятников благочестия и древности, и кончая мелкими подробностями народного быта и составом чиновников в посещенных им городах; но в особенности его занимало все то, что касалось народного благосостояния: Челищев с живым сочувствием относится к бодрому и трудолюбивому населению русского севера, обстоятельно описывает разнообразные его промыслы и нередко высказывает горькое сожаление о том небрежении к народным нуждам, которое обнаруживают правительственные лица и представители духовного сословия.
Злоупотребления иностранцев в торговле и притеснения с их стороны русским промышленникам вызывают искреннее его негодование. Весьма замечательны обильные статистические данные, сообщаемые Челищевым, а также те страницы дневника, где говорится о посещении им раскольничьих монастырей на р. Выге, в Олонецкой губернии, и о поездке его на родину Ломоносова; интересны также и исторические сведения, сообщаемые Челищевым о различных городах и местностях.
При всей своей набожности, он является однако человеком своего века в отношении к предметам религиозным: строго осуждает суеверие народа, а в расколе видит только "густой туман лжеверия". Во всяком случае, путевые записки Челищева представляют чрезвычайно богатый материал для изучения народной жизни русского севера конца прошлого столетия и, вместе с тем, свидетельствуют, что автор их был человек светлого ума, дельного образования и благородного, независимого образа мыслей.
Несмотря на воспитание, полученное за границей, Челищев остался не только русским патриотом, но и глубоко религиозным и вполне православным человеком. Религиозный характер и патриотизм высказываются почти на каждой странице его путевого дневника. В числе предметов, на которые он обратил внимание во время своего путешествия, был народный язык и его местные особенности.
Он собрал некоторое количество северно-русских местных слов (провинциализмов) и, видя в этих народных выражениях доказательство богатства русского языка, которое не признавалось иностранцами, да и русским людям школьного образования было мало известно, — он задумал сообщить запас своих лингвистических наблюдений Российской Академии.
В 1793 году он представил Академии записку по этому предмету, в виде послания к членам ее, которая хранилась в академическом архиве и лишь в 1885 году обнародована академиком М. И. Сухомлиновым. Кроме путевого дневника, из сочинений Челищева известен в печати еще его перевод на русский язык немецких стихов драматической кантаты Фохта (Fogd): "Feliza, Mutter der Völker, die Musik von F.
W. Hessler", изданный в 1793 году, в СПб. Умер Челищев 25 сентября 1811 года и погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. .