Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - чемесов евграф петрович

Чемесов евграф петрович

— известный русский гравер, родился в ноябре 1737 г. и происходил из старинного дворянского рода, выехавшего, по семейному преданию, из Золотой Орды. Отец его, Петр Лукьянович Чемесов, гвардии прапорщик, был небогатым помещиком Саранского уезда. Чемесов, потерявший отца в 1744 году, был определен в службу солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк 23-го, а по другим сведениям 29-го, января 1753 года, а 12-го декабря того же года произведен был в капралы. Уже в ранние годы Чемесов проявил большие способности к рисованию, как о том можно заключить по гравированному с его рисунка Паниным портрету Петра Великого (в профиль). Поступление в военную службу не отвлекло его от занятий любимым делом, наоборот он предался ему с еще большей любовью и все свободное время посвящал рисованию. Известность его, как искусного гравера, вскоре дошла до куратора Московского Университета Ив. Ив. Шувалова, которому вместе с тем была подчинена и Академия Художеств. Шувалов, любивший поддерживать русских талантливых людей, сейчас же потребовал Чемесова из полка в Академию; требование это было скоро исполнено, при чем Чемесов, находившийся в чине каптенармуса л.-гв. Семеновского полка, был переведен поручиком в Капорский пехотный полк, стоявший в Москве, и откомандирован в Академию Художеств в марте 1759 г. Здесь на свободе, не стесненный службой, он усердно взялся за дело, работая под руководством известного гравера Георга Фридриха Шмидта. К этому времени относится замечательно талантливо исполненный им портрет Петра Великого, который прямо поразил его учителя Шмидта, не ожидавшего таких быстрых успехов и столь блестящего дарования. Летом 1759 г. Чемесову чуть было не пришлось расстаться с Академией, так как его потребовали в полк вследствие похода в Пруссию, и только благодаря заступничеству президента Военной Коллегии гр. А. И. Шувалова, его оставили в покое. Его работа в Академии шла очень успешно, и он скоро не стал уступать в искусстве исполнения своим учителям. В следующем 1760 году Чемесов был назначен адъюнктом и уже сам стал обучать вместе с Иоганном Христофором Тейхером первоначальным приемам гравировального искусства. 12-го января 1762 г. за прекрасно выгравированный портрет Императрицы Елизаветы Петровны Чемесов был удостоен звания академика, что сопряжено было в то время с чином капитана, в который его произвели однако только 6-го ноября 1763 г., вследствие того, что Военная Коллегия не знала о получении им этого почетного звания. В 1762 г. (19-го августа), за уходом из Академии Шмидта и Тейхера, Чемесов был сделан заведующим гравировальным классом. Пользуясь покровительством Шувалова, не стесненный никакими формальностями, Чемесов с увлечением занимался со своими учениками и дал им все способы усовершенствоваться и развить свои дарования, поставив работу в условия самые благоприятные, как с внешней материальной стороны — доставлением ученикам заграничной краски, лучшего качества бумаги, хорошего помещения и т. д., так и со стороны искусства, главным образом тем, что сам работал на их глазах и, живя при Академии, постоянно приглашал учеников к себе на квартиру и здесь также занимался с ними. Все это конечно очень быстро отразилось на успехах его питомцев и гравировальный класс стал вскоре лучшим в Академии. В это время, между прочим, с Чемесовым познакомился Г. Р. Державин, впоследствии известный поэт, увлекшийся под его влиянием гравировальным искусством и думавший даже одно время поступить в Академию. Из работ Чемесова относящихся к этому времени (1762—1763 г.), особенно замечательны по своей художественности и по сходству портреты: Великой Княгини Екатерины Алексеевны (впоследствии Императрица Екатерина II), графа Гр. Гр. Орлова и Карла Ефимовича Сиверса. В последних двух Чемесов приобрел сильных покровителей, расположением которых пользовался до конца жизни, что, впрочем, не спасло его от массы неприятностей по делам Академии.

Недолго однако продолжалась свободная, никем и ничем не стесняемая работа, которой с увлечением занимались и учитель и ученики. В начале 1763 г. Шувалов оставил все занимаемые им должности и покинул Россию. Его место занял Бецкий, который мало знал Чемесова и кроме того стал требовать строгого соблюдения академических правил. Неприятности, происшедшие на этой почве у Чемесова с Бецким, осложнились еще одним, не имеющим никакого отношения к Академии, делом о поручительстве Чемесова за некоего подпоручика Леонтьева в 150-ти руб., взятых сим последним под вексель в Соляной конторе. Леонтьев денег не уплатил и Соляная контора потребовала их с Чемесова, которому Бецкий в свою очередь предписал немедленно выплатить их конторе. Разные мелкие неприятности все росли, тем не менее работа Чемесова все подвигалась вперед и к 1763 г. относится несколько замечательных портретов (графа Гр. Гр. Орлова, Федора Григ. Волкова, Миниха и самого художника); последним портретом, едва ли не лучшим из всех его произведений, кажется, закончилась его художественная деятельность. В 1764 г. Чемесова обошли, не назначив в директора вновь учрежденной большой Академии, что вместе с нежеланием находиться под начальством Жилет-ла-Мотта и Торелли, назначенных директорами Академии, заставило его подать в отставку (5-го января 1765 г.), при чем он предложил совету Академии купить у него 14 гравированных им досок за 250 руб. Отставку Чемесов получил сейчас же, а на предложение купить гравировальные доски ответа не последовало. Тогда Чемесов написал 2 февраля 1765 г. конференц-секретарю Салтыкову следующее письмо: "Ежели Академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себя за великое — оными досками эстампами академию подарить, и Вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Члены совета страшно обиделись и решили выдать Чемесову 250 руб. за 13 досок, а четырнадцатую, с портретом самого Чемесова, вернуть ему.

По словам Штелина, Чемесов получил при отставке звание придворного гравера и пенсион. Чемесов умер в этом же 1765 г., 30-го августа, от горловой чахотки, до последнего времени оставаясь во враждебных отношениях к новой Академии, куда его даже не пригласили на торжественное открытие и освящение, состоявшееся 10-го июля 1765 года. Погребен Чемесов в Александро-Невской лавре.

Чемесов награвировал всего 14 портретов: 1) Портрет барона А. С. Строганова (поясной, в профиль); 2) Петр I, в латах и Андреевской ленте, с оригинала Наттие (одно из самых схожих изображений Императора); Якоби того мнения, что лицо выгравировано Шмидтом, а остальное Чемесовым; 3) И. И. Шувалов (грудной портрет, с оригинала Ротари); 4) Императрица Елизавета Петровна (с оригинала Ротари); Штелин замечает, что это самый похожий портрет Императрицы; 5) портрет великого князя Павла Петровича, остался неизданным, известны только 2 экземпляра его; 6) Императрица Елизавета Петровна, поясной портрет, с L. Tocqué; Якоби приписывает этот портрет Шмидту; 7) Екатерина Вторая, в бытность Великой Княгиней (с оригинала Ротари); довольно редкий лист; 8) Граф Григорий Григорьевич Орлов (с оригинала Девеллия, грудной портрет); 9) Граф Григорий Григорьевич Орлов (поясной, влево обращенный, портрет, с оригинала Ротари); Якоби полагает, что эта доска гравирована Шмидтом; Штелин замечает, что этот портрет имел мало сходства и что Чемесов оправдывался несходством самого оригинала Ротари; 10) Граф К. Е. Сиверс (поясной портрет, с оригинала Ротари); 11) портрет графа Ивана Григорьевича Орлова (поясной, вправо; с оригинала Ф. Рокотова); 12) "Е. Чемесов, вырезан им самим и рисован его приятелем Девеллием"; лучшая работа Чемесова; 13) Федор Григорьевич Волков (с оригинала А. Лосенкова); 14) Граф Бурхард Христофор Миних (с оригинала Девеллия, грудной портрет). Кроме того, Чемесовым награвированы две доски "анатомий", но они не сохранились. Снимки с некоторых гравюр Чемесова были помещены в "Русской Старине", так: портрет Императрицы Екатерины II, в 1876 г., т. XV, стр. 237 и портрет Императрицы Елизаветы Петровны в 1886 г., т. XXVII, стр. 1.

Reimers, "L'académie impériale des beaux arts à S-t Petérsbourg depuis son origine jusqu'au règne d'Alexandre I", en 1807, стр. 11—12. — Сочинения Державина. Изд. Имп. Акад. Наук, т. 3, СПб., 1866, стр. 333 (стихотворение "На Чемесова"); т. 6 ("Записки"), СПб., 1871, стр. 421 и 426. — Jасоbі, "Catalogue raisonné de l'oeuvre de G. F. Schmidt", Lendres, 1789. — Nagler, Künstler Lexicon, XV, стр. 301. — "Северный Вестник" 1806 г, № 4, стр. 48. — "Журнал изящных искусств", изд. Буле, 1807 г., перевод ст. Фиорилло, хранителя эстампов Геттингенского музея, стр. 61—62. — Бантыш-Каменский, "Словарь достопамятных людей". — "Библиотека для чтения", 1860 г., апрель, отд. 1, стр. 1—22 (обстоятельная статья П. Н. Петрова). — "Воспоминания" Вигеля, Москва, 1864—1866 г., часть 6-я, стр. 45. — То же в "Русском Вестнике", 1865 год, т. 57. — Лонгинов, "Столетние годовщины 1865 года", "Весть", № 6. — Петров, "Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств", т. 1, стр. 15, 70, 85 и примечания к нему, стр. 631. — Ровинский, Словарь русских граверов, СПб., 1895, 731—738. — Толль, "Настольный словарь", т. ІII, стр. 991. — Край, "Справочный энциклопедический словарь", т. 12, стр. 120. — Березин, "Русский энциклопедический словарь", вып. ХIIІ, стр. 47. — Ровинcкий, "Русский гравер Е. Чемесов", СПб., 1878. — Ровинский, " Словарь русских гравированных портретов", СПб., 1889, т. 1—2.

Б. Алексеевский.

{Половцов}



Чемесов, Евграф Петрович

— один из лучших русских граверов, сын бедного дворянина Нижегородской губернии; род. в 1737 г. и шестнадцати лет от роду был записан на службу капралом в лейб-гвардии Семеновский полк. По свидетельству Я. Штелина, в его заметках об изящных искусствах в России, Ч. еще в юности отлично рисовал пером, упражняясь в копировании гравюр преимущественно Вагнера. Художник-самоучка был замечен И. И. Шуваловым, вытребован в 1759 г. из полка в академию художеств и произведен в поручики Копорского полка, из которого потом перечислен в Астраханский. Учась в академии у знаменитого Г.-Ф. Шмидта, Ч. работал с такой усидчивостью, что вскоре получил горловую чахотку; его покровитель, Шувалов, брал его на лето к себе на дачу, но здоровье гравера не могло восстановиться. Несмотря на это, в первый же год своего пребывания в классе Шмидта, Ч. награвировал мастерски портрет Петра Великого с оригинала Натье, а в 1760 г. чрезвычайно талантливый крошечный портрет И. И. Шувалова (с Ротари). Вслед за тем, в 1761 г., исполнены им профильный портрет барона А. С. Строганова (с рисунка Шмидта) и два портрета императрицы Елизаветы Петровны — один, побольше, с оригинала Токе, и другой, известный у коллекционеров под названием "Черной Мантильи", с оригинала графа Ротари. За это превосходное произведение, не уступающее лучшим работам самого Шмидта, академия художеств наградила Ч. в 1762 г. званием академика и вскоре после того вверила ему заведование печатной палатой и управление, вместе с гравером Тейхером, классом гравирования, оставшимся, за отъездом Шмидта в чужие края, без руководителя. В последние два года своей жизни (в 1764 и 1765 гг.) Ч. пришлось испытать много неприятностей. Шувалова, человека доброго, искреннего, настоящего любителя искусств, сменил в академии сухой и придирчивый И. И. Бецкой. Начались придирки к Ч. за несоблюдение разных формальностей, но более всего огорчило его пренебрежение, оказанное ему академией: когда была в 1764 г. учреждена эта так называемая большая академия, директорами ее были назначены Жилле, де ла Мотт и Торелли, а Ч. не попал в их число. Это так его оскорбило, что он немедленно подал прошение об увольнении его из академии, причем представил ее совету 14 своих гравированных досок с отпечатками с них, предлагая купить их всего за 250 руб. Отставка была дана ему в тот же день, но о досках не постановлено никакого решения. Раздраженный Ч. написал конференц-секретарю академии А. М. Салтыкову: "Ежели академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными досками и эстампами академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Обидевшись столь дерзким письмом, члены решили уплатить ему за 13 досок требуемые им 250 руб., а четырнадцатую доску, с его собственным портретом (исполненным по рисунку де Велльи), равно как и оттиски с нее, отдать ему назад. По выходе из академии, Ч. поступил, в чине коллежского асессора, в кабинет ее Величества, под начальство благорасположенного к нему графа Сиверса. На новой службе он не успел произвести ни одной работы, так как вскоре умер, 30 августа 1765 г. Всех гравюр Ч. насчитывается не более 17-ти.

На некоторые из них было указано выше. Остальные его гравюры, известные любителям искусства, — портреты первого русского актера Ф. Г. Волкова (с Лосенко), портрет императрицы Екатерины II (профильный, с графа Ротари), фельдмаршала графа Б.-Х. Миниха (профильный), графа Гр. Григория Орлова (то же, с рисунка де Велльи), того же вельможи (с графа Ротари), И. Г. Орлова (с Рокотова), великого князя Павла Петровича и графа К. Е. Сиверса.

Ср. статью П. Н. Петрова о Ч. в апрельской книжке "Библиотеки для Чтения" за 1860 г. и издание Д. А. Ровинского, "Русский гравер Ч." (СПб., 1878).

{Брокгауз}



Чемесов, Евграф Петрович

(Tchemesof) — сын бедного дворянина Нижегородской губернии; родился в 1737 году; 23 января 1753 г. он записан на службу в Семеновский полк, капралом. Чемесов отлично рисовал пером и всего более с гравюр Вагнера. Художник-самоучка был замечен И.И. Шуваловым, вытребован из полка в Академию художеств и с 17 марта 1759 года помещен в класс знаменитого гравера Шмидта, где принялся за работу с таким прилежанием, что в короткое время приобрел горловую чахотку; покровитель его Шувалов брал его на лето на свою дачу, но здоровье гравера уже не могло поправиться. Несмотря на это, Чемесов в первый же год своего ученья награвировал мастерски портрет Петра I, с оригинала Натье, a в 1760 г. необыкновенно талантливую вещицу, крошечный портрет И.И. Шувалова. Затем исполнены им, в 1761 г.: профиль барона Строганова и два портрета императрицы Елисаветы Петровны, — один, побольше, с оригинала Токке, другой, в черной мантилье, с оригинала Ротари. За это последнее мастерское произведение собрание академии 12 января 1762 г. удостоило Чемесова звания академика. В 1762 году Чемесов окончил профильный портрет Екатерины II, с Ротари. В этом же году кончился срок контракта Шмидта; осенью он выехал из России, a вслед за тем Чемесову поручено было, вместе с гравером Тейхером, обучать 12 учеников граверного класса "гравированию Св. Истории, портретов, ландшафтов и архитектурных проспектов". Надзор за учениками и печатным станом возложен в то же время на одного Чемесова; жалованья назначено было ему Шуваловым, в августе 1762 года, 600 рублей, и вслед за тем прибавлено еще 200 руб. В 1763 году окончен Чемесовым неудачный портрет вел. кн. Павла Петровича, который вышел 20 годами старее оригинала, почему и остался неизданным, a Чемесов за труд свой не получил никакой награды (Русские Граверы, изд. 1870 г., стр. 317). В 1764 году изданы Чемесовым два профиля: Г.Г. Орлова (в январе) и Мюниха (в июле), оба с рисунков Девелли; и портрет Волкова (в марте); a в 1765 году портрет И.Г. Орлова. В делах академии нет сведений о времени издания остальных работ Чемесова, — портретов Г.Г. Орлова и гр. Сиверса, с оригиналов Ротари, и профиля Чемесова, с рисунка Девелли; первый сделан под сильным влиянием Шмидта и, вероятно, при его помощи (в 1762 году); второй, судя по приемам, выполнен одновременно c портретом Ив. Г. Орлова (в 1765 г.); последний, самое грациозное и талантливое произведение мастера, был, кажется, его предсмертною работою. В последние два года (1764 и 1765) Чемесову пришлось испытать немало неприятностей; покровителя его, И.И. Шувалова, человека доброго, искреннего и настоящего любителя художеств, заменил сухой и придирчивый Бецкой. Начались мелкие привязки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей; но более всего подействовало на Чемесова пренебрежение, оказанное ему новою академией: в 1764 году, когда была утверждена эта, так называемая, большая Академия художеств, директорами ее были назначены Жилет, Ла-Мотт и Торелли, a Чемесов пропущен вовсе. Это так оскорбило его, что он тогда же, 7 января 1765 г., подал просьбу об увольнении его из академии, причем представил в Совет 14 гравированных им досок, с отпечатками с них, предлагая купить их y него за 250 рублей. Отставка дана ему необыкновенно скоро — тем же 7 января. Причем о досках его ничего не упомянуто. Раздраженный Чемесов написал 2 февраля конференц-секретарю Солтыкову: "Ежели Академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными досками и эстампами Академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Обидевшиеся дерзновенным письмом его члены решили (7 марта) выдать ему за 13 досок требуемые им 250 руб., a 14-ю, с портретом Чемесова, возвратить ему обратно, вместе с отпечатками с оной. По выходе из академии Чемесов перечислился на службу, с чином коллежского ассесора, в Кабинет, под начальство своего покровителя, графа Сиверса. Он умер 30 августа 1765 года от горловой чахотки и погребен на кладбище Невского монастыря [В "Описании С.-Петербурга" Богданова (СПб., 1779, стр. 432 и в Петерб. Некрополе, Саитова, М., 1883) приведена под № 160 следующая надпись над могилой Чемесова: "1765 году, Сентября 1 дня, на сем месте погребен бывший при Кабинете коллежский асессор Евграф Петров сын Чемесов, преставился Августа 30 дня, 1765 году, от роду ему было 28 лет".].

Штелин говорит, что Чемесову дан был титул придворного гравера и пенсион (Рус. Граверы, 1870, стр. 318).

1. Ф.Г. Волков, первый русский актер, в роли Синава (оригинал Лосенки находится в Акад. художеств): "Писал А. Лосенков | Федор Григорьевич Волков. | Родился 1729 г. Февраля 9 дня, умер Апреля 4 дня 1763 г. | Желая сохранить память сего мужа, вырезал я — cïe лица его изображение и вручением оного Николаю | Николаевичу Мотонису и Григорью Васильевичу Козицкому | по завещанию его самого, любезного моего и их друга, свидетельствую искреннюю мою к ним дружбу. | Евграф Чемесов". 6.2 x 4.9. Старые хорошие отпечатки этого листа редки; 2-е, новые, еще довольно сносные, с доски, хранящейся в Акад. художеств, продаются по 50 коп.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чемесов евграф петрович
Значение слова чемесов евграф петрович
Что означает чемесов евграф петрович
Толкование слова чемесов евграф петрович
Определение термина чемесов евграф петрович
chemesov evgraf petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):