Большая биографическая энциклопедия - чимароза доминико
Чимароза доминико
(Domenico Cimarosa) — 17-го декабря 1749 года в маленьком местечке Неаполитанского королевства — Аверсе, у бедного каменщика Чимароза родился сын Доминико, которому суждено было стать впоследствии одним из выдающихся и наиболее любимых композиторов не только Италии, но и всей Европы. Через год, т. е. в 1750 году, отец Доминико, сильно бедствовавший в Аверсе, решил искать работы в Неаполе и для этого поселился недалеко от города в маленьком домике по соседству с монастырем de Saint-Sévère, принадлежавшем ордену миноритов (францисканцев).
Доминико было 7 лет, когда отец его упал во время работы с лесов и умер, а сироту взяли в приют для бедных, содержимый миноритами. В качестве учителя этот приют посещал pater Polcano, органист монастыря de Saint-Sévère и духовный отец матери Доминико, который вскоре обратил внимание на выдающиеся способности и живой ум даровитого мальчика.
Почтенный pater сильно полюбил Доминико и занялся развитием его, вложив всю душу в свое дело. Они целыми часами занимались музыкой, латынью, изучением немецких классиков и отечественных поэтов. Передав мальчику все свои знания, pater Polcano поместил его в местную консерваторию Santa Maria di Loretto, где Чимароза серьезно занимался пением под руководством Manna и Sacchini, изучая в то же время с Fenaroli контрапункт и драматический стиль.
К этому же времени относится его знакомство и дружба с Piccini, который помог ему усовершенствоваться в искусстве композиции. В 1772 году Чимароза окончил курс консерватории и дебютировал на поприще драматического композитора оперой "Le stravaganze del conte", которая с успехом была исполнена в Неаполе в театре di Fiorentini. В том же году он написал "Le pazzie di Stellidanza e di Zoroastre".
После этого его произведения появляются одно за другим с неимоверной быстротой.В какой-нибудь год молодой композитор приобретает себе такую популярность в Италии, что становится наравне с Paesiello, находившимся тогда в расцвете славы. Все города Италии зовут Чимароза к себе, и даже Рим радуется, получив в 1774 году от него оперу "Italiana in Londra".
С этого времени и до 1780 года молодой композитор живет то в Риме, то в Неаполе, где в 1774 году ставит оперы: "La fïnta parigina" и "La finta prascatana". Тут же написаны им историческая опера "Caio Mario", две библейских: "Assalonea" и "La Giuditta", кроме того, еще около 20 разного содержания, по преимуществу опер-буфф. С 1784 года Чимароза поселился во Флоренции и некоторое время писал исключительно для нее, хотя все его оперы не сходили с репертуара театров Рима, Неаполя, Венеции, Турина и других городов Италии.
Во Флоренции им написаны, главным образом, духовные произведения — несколько месс, requiem и др. В 1782 году Чимароза познакомился с Paesiello, и, начиная с этого времени, в течение 20 лет оба композитора по-братски делили славу царей музыки в Италии. Между тем слава Чимароза разнеслась по всей Европе и достигла Петербурга. И Екатерина II пригласила талантливого композитора заменить при ее дворе уезжавшего из России после шестилетнего пребывания в ней Paesiello. Чимароза принял это приглашение и в июле 1788 года покинул Неаполь к глубокому прискорбию всех и направился в Ливорно. Долго совершал он свой путь в Россию.Задержала его буря, заставившая простоять лишних 17 дней в открытом море, задержала постановка в Турине оперы "Il Valdamiro" и, наконец, все время задерживали те почести, которыми его осыпали в попутных городах. Во Флоренции он должен был на несколько времени остаться при тосканском дворе, где его осыпали подарками; в Вене император Иосиф II дал ему аудиенцию и тоже оказал всякое внимание; наконец, в Варшаве польская аристократия так приняла его, что только через месяц Чимароза мог продолжать свой путь.
В начале 1789 года он прибыл в Петербург, представился императрице и сразу очаровал ее своим талантом; она дала ему звание придворного композитора, назначила большое содержание и поручила обучение пению своих внуков. В Петербурге Чимароза, несмотря на свое недолгое пребывание и массу занятий, успел написать 4 оперы, мессу, около 105 разных небольших отрывков и романсов для придворных концертов и, наконец, блестящую кантату для Потемкина на слова Державина.
В числе обязанностей, возложенных на Чимароза, было дирижирование оркестром на спектаклях, называвшихся "Большими Эрмитажами", и постановка опер. Любопытно, что он, поставив на этих спектаклях очень много опер, из своих дал только очень немногие: "Vergine del sole", вызвавшую громадный энтузиазм, "Два барона" (24-го апреля 1789 г.), "Две невесты" (18-го апреля 1789 г.
), "Idalida" (26-го октября 1789 г.) и "Cleopatra" (27-го сентября 1789 г.). Позднее, когда композитора не было уже в Петербурге, кроме названных опер, были поставлены: "La ballerina amante" (12-го января 1796 г.), "Gli inemici generosi" (в 1798 г.), "І due suposti conti" (9-го апреля 1798 г.), "L'italiana in Londra" (в 1797 г.), "Тайный брак" и "Горации и Куриации" (в 1818 г.). Из чужих опер Чимароза охотнее всего ставил оперы своего друга Paesiello, уже знакомого Петербургу.
Так, им были поставлены: "Две графини", "Смешной поединок", "Ахилл в Сцире", "Нинета", "Купидон и Псиша", "Крестьянин, маркиз или колбасник" и др. .