Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - чупрынников митрофан михайлович

Чупрынников митрофан михайлович

[3(15). 4. 1866, Воронеж. губ. —13(26). 5. 1918, Петроград] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и педагог. Род. в семье священника. С детских лет играл на скрипке. Работал маляром. В 1887 (в нек-рых источ. 1893) — 94 обучался игре на гобое и пению в Моск. конс. (кл. Э. Тальябуэ, затем у Е. Лавровской), к-рую окончил с малой серебряной медалью. В 1894 дебютировал в партиях Фауста ("Фауст") и Ленского на сцене петерб. Михайловского т-ра, после чего был принят в труппу петерб. Мариинского т-ра, где выступал до 1914. С большим успехом гастролировал в Праге (лето 1900, в составе рус. оперных артистов, организованных М. Долиной, — в операх "Жизнь за царя" М. Глинки, "Русалка" А. Даргомыжского, "Евгений Онегин") и Париже (1908, "Рус. сезон", антр. С. Дягилева, т-р "Гранд-Опера"; выступил в партии Юродивого). Обладал небольшим, подвижным голосом, развитым дыханием. Певцу были близки лирич. и характерные партии.

1-й исп. партий: Черта ("Ночь перед Рождеством"), Монтана ("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Индийского гостя ("Садко"), Дона Базилио ("Свадьба Фигаро"), Джаккино ("Фиделио"), Франца ("Сказки Гофмана"); на рус. сцене — Миме ("Золото Рейна"), Витека ("Далибор"). Лучшие партии: Владимир Игоревич, Вагоа, Синодал. Индийский гость, Берендей. Др. партии: Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Ерошка, Сакус, Фераморс, Княжой дурак, Лыков, Бобыль, Левко ("Майская ночь"), Школьный учитель ("Черевички"), Раймонд ("Орлеанская дева"), Беппо ("Корделия"), Жарков (один из первых исп., чередовался с Г. Угриновичем), Народный певец; Дон Оттавио, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фентон ("Виндзорские кумушки"), Эльвино. Партнеры: А. М. Давыдов, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, Ф. Литвин, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Крушевского, Н. Малько, Э. Направника:

Ч. был известным камерным певцом. Начиная с 1892 выступал я концертах. Исп. сольные партии в кантату D-dur № 80 И. С. Баха, оратории "Сотворение мира" И. Гайдна (1-й исп. в Mоскве, 20 марта 1898 п/у В. Сафонова), 9-й симфонии Л. Бет-ховена, симфонии "Фауст" Ф. Листа, симфонической поэме "Иоанна д'Арк" М. Мошковского, романсы А. Бородина, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, Направника, а также рус. нар. песни. Певцу посвящали свои произв. Н. Римский-Корсаков (романс "Тихо море голубое", ор. 50 № 3, 1897), А. Глазунов (романс "Нереида", ор. 60 № 3, 1898), С Ляпунов (5 квартетов на нар. темы, ор. 47, 1912). О. Ножина (романс "Вечір тихий"), А. Аренский (романс "Давно ли под волшебные звуки"). В 1896—1915 выступал в составе "Первого рус. мужского вокального квартета" (был одним из его основателей совместно с братьями Кедровыми и Н. Сафоновым; позднее в состав квартета вошли В. Касторский и В. Лосский). Квартет гастролировал в Москве, Н. Новгороде (1913), Казани (1914), Одессе (1914), с 1908 — во Франции и Англии.

Талант певца высоко ценил П. Чайковский.

В 1907—18 преподавал в Петерб. конc. (с 1913 проф.). Среди его учеников — Е. Талонкина, И. Талмазян, Б. Хансон.

Ч. был другом М. Горького.

Записывался на грампластинки (91 произв. — арии, романсы, дуэты, рус. нар. песни и квартеты) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1899; "Граммофон", 1903, 1906—09; "Зонофон", 1907; "Пате", 1909, 1911). в Англии в составе квартета (вместе с Ф. Шаляпиным).

Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 73; Свиpиденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 134—135; Ее же. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. С. 29; Брешко-Брешковский Н. Искусство и художники // Петерб. дневник театрала. 1905. № 13. С. 4; М. М. Чупрынников. (Некролог)//Театр и искусство. 1918. № 18—19. С. 192; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С 136—138; [Письмо Е. А. Лавровской к Э. Ф. Направнику! // Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., автор вступ-ст. и примеч. Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 354—355; Pовнеp В. Два вокальных квартета//Муз. жизнь. 1976. № 22.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чупрынников митрофан михайлович
Значение слова чупрынников митрофан михайлович
Что означает чупрынников митрофан михайлович
Толкование слова чупрынников митрофан михайлович
Определение термина чупрынников митрофан михайлович
chuprynnikov mitrofan mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):