Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - цветаев дмитрий владимирович

Цветаев дмитрий владимирович

(род. в 1852 г.) — историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц. по окончании курса в СПб. духовной академии прослушал педагогические курсы при 2-ой СПб. военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и императрицы Марии в Орле и Москве. По защите магистерской диссертации Ц. поступил (1886 г.) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на "немецком" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношении русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи и монографии: "Марья Владимировна и Магнус Датский" ("Ж. M. H. Пр.", 1878, III); "Протестантство в Польше и Литве в его лучшую пору" ("Чтения в Общ. любителей дух. просвещения", 1881, XII); "Вновь открытый закон Петра Вел. о протестантах" ("Московские ведомости", 1882, 319); "Положение протестантов в России до Петра Вел." ("Ж. M. H. Пр.", 1883, IX—X); "Протестантство в России в правление Софьи" ("Русский вестник", 1883, XI); "Из истории брачных дел в царской семье московского периода" (ib., 1884, VII—VIII и отд.); "Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке" (М., 1884); "Истории сооружения первого костела в Москве" (М., 1886); "Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках" ("Русский вестник", 1885 и отд.); "Обрусение иноземцев протестантов в Московском государстве" (М., 1886); "Положение западного иноверия в Московском государстве" ("Московские ведомости", 1886, 273—74, вступительная речь, читанная в Московском университете); "Литературная борьба с протестантством в Московском государстве" (М., 1887); "Иностранцы в России в XVI—XVII вв." ("Русский вестник", 1887, XII); "Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра" ("Варшавские унив. известия", 1889, VIII; "Православное обозрение", 1890, V—VII и отд.); "К истории культуры в России в XVI и XVII веках" (Воронеж, 1890); "История основания русского флота" ("Русская старина", 1896, VII и отд.); "Медики в Московской России и первый русский доктор" ("Труды Русс. медицинского общ. при Варшавском унив.", 1896, II и отд.); "Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте" ("Московские ведомости", 1899, 316) и проч. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: "Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках" (М., 1886, магистерская дисс.) и "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований" (M., 1890, докторская дисс.). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. "Исчерпывая все существенные стороны предмета", это сочинение является "как бы введением в историю Петровской реформы" (проф. Багалей, Брикнер и Завитневич). Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под загл. "Памятники к истории протестантства в России" (ч. I, М., 1888). В речи "К истории изучения вопроса об иностранцах в России" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным. За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании, главным образом, данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: "Царь Василий Шуйский в Польше" ("Варш. унив. известия", 1894, IV—V; "Варшавский дневник", 1897, № 86); "Об усыпальнице Шуйских в Варшаве" ("Варш. дневник", 1897, дек. 20; "Исторический вестник", 1898, II, V) и др.; затем составляется цельный труд под загл. "Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше"; вышел второй его том в двух книгах, заключающий "приложение к историческому исследованию" (Варшава, 1901—1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: "Сношения с Абиссинией" ("Русский архив", 1888, I);. "Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве" ("Христианское чтение", 1896, I), "Новые материалы к истории Москвы" ("Московские ведомости", 1885, № 75); "Петр Великий во Франции" ("Русское обозрение", 1894; "Московские ведомости", 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулированы им в статье "Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях" ("Русское обозрение", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что "по своей природе и истории Россия как самостоятельное государство безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов" (стр. 714—715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством проф. Кояловича, Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С. М. Соловьева. В педагогической литературе наиболее известны его "Баллады Шиллера. Опыт объяснения их" (помещались в "Филологических записках" 1881—82 гг. и отд.).

А. С—ов.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое цветаев дмитрий владимирович
Значение слова цветаев дмитрий владимирович
Что означает цветаев дмитрий владимирович
Толкование слова цветаев дмитрий владимирович
Определение термина цветаев дмитрий владимирович
cvetaev dmitriy vladimirovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):