Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дамаев василий петрович

Дамаев василий петрович

[7(19).4.1878, станица Отрадная, ныне Краснодар. края — 11.10. 1932, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и камерный певец. Род. в крестьянской семье, был пастухом. В детстве сам научился играть на скрипке, пел в церковном хоре. В 16 лет организовал любительский духовный хор в Отрадной (впоследствии этот хор выступал в Майкопе и Армавире). С 1895 жил в Майкопе, откуда, при поддержке страстного любителя пения и т-ра И. Гара, уехал в Москву. Здесь с 1903 брал уроки пения у А. Успенского и пел в церковном хоре. В 1904—05 учился в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. М. Медведева), позднее продолжал заниматься пением у А. Успенского. В 1906 был принят в моск. труппу Оперы С. Зимина, где свои первые оперные партии готовил под рук. режиссера П. Оленина и дирижера Э. Купера. 31 авг. 1908 дебютировал в партии Самозванца на сцене этого т-ра, где выступал до 1920. В 1921—22 пел в опере "Наш театр", в 1922—24 — в т-ре "Аквариум" (с 1926 возглавлял труппу этого т-ра) и в "Свободной опере Зимина". В 1928—30 худож. рук. и солист передвижной Моск. обл. оперы, с к-рой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле. В 1909, 1911 и 1913 по приглашению С. Дягилева (называющего певца "русским Таманьо") выступал в партиях Самозванца, Андрея Хованского и Михайло Тучи в "Рус. сезонах" в Париже и Лондоне. В 1913 гастролировал также в Монте-Карло. Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной муз. памятью. В период сцен. деят-ти в Опере С. Зимина эпизодически занимался вокалом с Ф. Канцель. Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса (потеря голосовой мощи и появление излишней форсировки звука). Не владея профессиональным актер. мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исп. Репертуар певца включал св. 50 партий (особенно ему удавались рус. нар. образы).

1-й исп. партий: в Москве — Рувима ("Руфь"), Педро ("Долина"), Ореста ("Орестея"); на рус. сцене — Джонсона ("Девушка с Запада"), Вальтера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Париже и Лондоне — Михайло Тучи ("Псковитянка", 3-я ред., 13 мая 1909, т-р Шатле, п/у Н. Черепнина; 25 июня 1913, т-р "Друри-Лейн", п/у Э. Купера). Лучшие партии: Торопка, Андрей Морозов, Садко, Михайло Туча, Левко ("Майская ночь"), Хозе ("Кармен"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Рауль Радамес, Канио, Каварадосси. Др. партии: Собинин, Ахиор, Самозванец, Гвидон ("Золотой петушок"), Орест ("Орестея"), Герман; Рудольф ("Богема"), Самсон. Партнеры: П. Андреев, М. Бриан, М. Гай, А. Добровольская, С. Друзякина, В. Люце, В. Петрова-Званцева. Н. Сперанский, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, И. Палицына, Е. Плотникова, Ю. Славинского.

В 1906 состоялся первый концерт певца, в к-ром он исп. рус. романсы и нар. песни. Часто концертировал в городах России — Орле, Рязани Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове. Весной 1910 вместе с С. Кусевицким и А. Скрябиным совершил конц. поездку по Волге. Ежегодно устраивал концерты в Большом т-ре (Москва), готовил концерты старинной рус. песни (в зале Дворянского собрания), в 1908—09 гастролировал с концертами в Сочи. В камерном репертуаре преобладали романсы рус. композиторов и нар. песни. После 1917 неоднократно выступал перед рабочими и красноармейцами.

Талант певца высоко ценили Н. Кашкин, А. Нежданова (назвавшая арт. "блестящим русским певцом"), С. Рахманинов, Ю. Сахновский, Шаляпин.

1931—32 работал в ГЦТМ.

Записывался на грампластинки (ок. 40 произв.) в Москве ("Бека", 1905; "Граммофон", 1910—14; "Пате", 1911).

На родине певца организован посвященный ему нар. музей.

Соч.: Как я сделался артистом // Театр. 1911. № 979. С. 6—7.

Лит.: Приходько Г. Василий Петрович Дамаев. (К 80-летию со дня рождения певца) // Кубань (Краснодар). 1960. № 4. С. 50—51; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 347; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 46—48, 51, 55; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 297, 324, 460; Худолей Л. Чудо-богатыри // Театр. жизнь. 1971. № 2. С. 31; Марков В. В опере С. И. Зимина // Музыкальное наследство. — М., 1976. Т. IV. С. 160—164; Боровский В. Московская опера С. Зимина. — М., 1977. С. 120—121; Белкин А. М. Русский самородок: Жизнь и творчество русского оперного певца В. П. Дамаева. — Краснодар. 1980; Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. — Горький, 1980. С. 78; Марков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983. С. 339. 340, 502, 534, 535; Бардадым В. П. Театральный листок: Этюды театральной жизни. — Краснодар. 1984. С. 44 51.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дамаев василий петрович
Значение слова дамаев василий петрович
Что означает дамаев василий петрович
Толкование слова дамаев василий петрович
Определение термина дамаев василий петрович
damaev vasiliy petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):