Большая биографическая энциклопедия - даудов василий александрович
Даудов василий александрович
(Алимарцан Бабаев сын Даудов) — стольник и воевода XVII в., родом из Персии, родился около 1620 г. в персидском г. Испагани, по происхождению вероятно армянин, служил при дворе шаха персидского "по передней в стряпчих". Трудно сказать определенно, в чем собственно заключались его служебные обязанности; ясно только, что он был вхож ко двору, и ему, между прочим, поручались сношения с иностранными посольствами.
Так, в 1653 г. во время пребывания в Казмине (вероятно Казбин — персидский город к сев.-зап. от Тегерана) русского посольства с кн. Ив. Ив. Лобановым-Ростовским во главе (о посольстве этом см. Соловьев, История России, т. XII), Даудов был прислан от шаха с подарками. Официальные отношения с посольством дали ему возможность коротко сойтись с князем и его товарищами и познакомиться с основами православной веры и с жизнью и нравами далекого русского государства."Возлюбив православную веру", и отчасти вероятно соблазненный милостями царя Алексея Михайловича, ожидавшими его, как иностранца, в Москве, Даудов решил бежать в Россию сейчас же после ухода русского посольства и принять русское подданство. Свое бегство и дальнейшую службу при московском дворе Даудов впоследствии описал в своей автобиографии, носящей название: "Выезд из Персии и службы стольника Василия Александровича Даудова, который выехал из города Казмина, а имя ему было Алимарцан Бабаев сын Даудов".
План бегства был одобрен князем и приведен было в исполнение, но погоня, посланная шахом, отбила беглеца и в оковах отправила на родину, где, конечно, ожидало его жестокое наказание. Однако, близ с. Келграна, где похоронен один из персидских царей, шах София, Даудов, согласно обычаю, не дозволявшему пропускать колодников вблизи гробниц персидских царей, был отбит жителями и выпущен на свободу.
После двухмесячного пребывания в Келгране Даудов при содействии местных жителей тайно пробрался в г. Ардовон, служивший также местом упокоения одного из шахов и потому пользовавшийся такою же привилегией, как и Келгран, оттуда в скором времени бежал к берегу Каспийского моря, где зимовало русское посольство, вместе с которым Даудов весною 1654 г.
приехал в Россию. По прибытии в Москву, Даудов, по приказу царя Алексея Михайловича, был отдан в Чудов монастырь на 6 недель "под начал" и 26 апреля 1654 г. крещен в православную веру и наречен Василием, по крестному отцу Александровичем, а затем определен на службу в посольский приказ толмачом, благодаря знанию восточных языков. Эту должность Даудов занимал до 1667 г.
С этого года начинается дипломатическая служба его. Вместе с дьяком Афанасием Нестеровым он был послан в этом году в Константинополь к султану, через Азов и Черное море, оттуда проехал в Адрианополь — тогдашнюю зимнюю резиденцию этого последнего; попутно Даудов посетил и многие другие города Турции. В точности неизвестна цель этого посольства, хотя несомненно дело шло о положении православного духовенства в землях, подвластных Турции.
"А послан был Афанасий Нестеров с товарищи в Царьград для великих государских дел и для вселенских патриархов", говорится в автобиографии. Результаты посольства, однако, не удовлетворили, по-видимому, патриархов: александрийского — Паисия и антиохийского — Макария, и Даудов, возвращавшийся в Россию один, раньше своих товарищей, получил для передачи царю от обоих патриархов новые челобитные о возвращении им их патриарших престолов занятых самозванцами, и жалобы на притеснения со стороны турецких властей. В 1669 г. Даудов уже во главе посольства снова был отправлен в Константинополь через Польшу и Валахию с грамотами Алексея Михайловича к султану.На этот раз он добился успеха, получил аудиенцию и с такою энергиею поддерживал требования обиженных, что жалобы обоих патриархов были немедленно удовлетворены: самозванцы преданы анафеме, и собор, созванный по указу султана, утвердил обоих патриархов на местах. Знание восточных языков, ум и дипломатические способности Даудова в скором времени обратили на него внимание московского двора, и почти до конца жизни видим мы его ведущим дипломатические сношения с Востоком; помимо исполнения возлагаемых на него дипломатических поручений, он с каждой поездкой вывозит из чужих стран русских пленных, которых тщательно переименовывает в своей автобиографии (См.
"Выезд и проч."), заводит торговые сношения и содействует восточным купцам при ввозе их товаров в Россию. Сам он окончательно сроднился со своим новым отечеством и 11 февраля 1683 г. женился на дочери Ф. Я. Уварова от которой имел сыновей Василия и Ивана. Первая жена Даудова неизвестна от нее он имел двух сыновей и дочь. За усердную службу он был часто награждаем деньгами и земельными угодьями так что к концу его жизни мы видим его владельцем довольно значительного, по тогдашнему времени, состояния.
Порядок получения им чинов выяснить невозможно: документы называют его иноземцем, кормовым иноземцем, дворянином, стольником и воеводою; стольником назван он в первый раз в актах 1692 г. .