Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - давыдов юрий николаевич

Давыдов юрий николаевич

(р. 31.07.1929) — спец. по соц. филос., западноевроп. филос., социол. искусства; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Каменец-Подольск (Украина). Окончил ист. ф-т Саратовского ун-та (1952), асп. ИФ АН СССР (1958, окончил за 2 г., написав дисс. "Борьба вокруг гегелевской "Феноменологии духа" в западной философии XIX — второй половины XX веков"). Работал мл. н. с. в секторе истории филос. того же ин-та. В тот же период (1956—1958) написал ряд статей, посвященных общим принципам ист.-филос. анализа и, в частности, "Феноменологии духа" (одна из них была опубликована в качестве предисловия к т.4 "Сочинений" Гегеля). В 1959—1962 работал ст. н. ред. изд-ва "Сов. энциклопедия" — участвовал в организации и выпуске первых томов пятитомной "ФЭ", где были опубликованы, в частности, и его статьи: "Вульгарный социологизм", "Иррационализм", "Монизм" и др. Параллельно преподавал на филос. ф-те МГУ. Опубликовал цикл статей, посвященных критическому анализу неогегельянства. Завершением этого периода явилась кн. "Труд и свобода", к-рая была переведена на нем., итал. и др. языки и дала основание нек-рым зап. авторам считать его одним из создателей рус.-сов. (полуофициальной) версии неомарксизма. В 1963—1965 работал зав. сектором филос. Фундам. библиотеки по обществ. наукам АН СССР. Руководил рядом научно-библиографических изд. по истории филос. Продолжал занятия в обл. соц. филос., начал работу в обл. социол. искусства, к-рая в те годы только начинала возрождаться в стране. Первыми публикациями в этой связи были статьи, посвященные социол. интерпретации античной эстетики (Царь Эдип, Платон и Аристотель // Вопросы литературы. 1964. № 1), а также критическому анализу совр. зап. теор. социол. искусства (статья, посвященная Т.Адорно, к-рая вскоре переросла в серию статей о нем). В 1965—1970 заведовал сектором эстетики Ин-та истории Мин-ва культуры СССР, где получил возможность сосредоточиться, на разработке собственной версии теор. социол. искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, к-рые до того считались доменом эстетики и филос. искусства. Этому кругу вопросов был посвящен цикл из трех монографий: "Искусство и элита" (1966), "Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политичес-ких взглядов Платона и Аристотеля" (1968), "Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн" (1967, кн. вышла только на англ. и яп. языках), а также большое число статей. В процессе этого иссл. разрабатывалась проблематика, относящаяся к обл. типоло-гизации восприятия искусства в рамках разл. обществ. эпох и социальных страт. С 1970 работал в Ин-те социол. АН СССР (ныне РАН). В наст. вр. — гл. н.с, зав. сектором истории социол. и общей социол. В этом ин-те Д. получил возможность перейти от эстетико-социол. анализа разл. типов отношения к искусству и художеств. культуре вообще к более широкому — соц.-филос. и теор.-социол. рассмотрению совр. зап. сознания в целом. Этой тематике были посвящены кн.: "Эстетика нигилизма" (1975), "Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы" (1977, защищена в качестве докт. дисс.) и "Бегство от свободы" (1978). На передний план здесь выходит проблематика своеобразия совр. зап. сознания, взятого в его эволюции и новейших тенденциях. В центре рассмотрения оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, решительно противостоящий традиции, заложенной протестантизмом и его "хозяйственной этикой". В связи с этим Д. более углубленно занялся проблематикой социол. культуры вообще и социол. совр. зап. культуры в частности, что нашло отражение в двух колл. монографиях: "Неомарксизм и проблема социологии культуры" (1980) и "Социология контркулыуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь" (1980). Начиная с 1980 Д. специально занимался историей соц. филос. и теор. социол., в особенности социол. М.Вебера. В русле этой работы находится его авт., сост. и ред. участие в изд. словаря, посвященного зап. социол., несколько колл. монографий, в т.ч. "Буржуазная социология на исходе XX века" (1986), а также изд. (совм. с П.П.Гайденко) кн. "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" (1991). Издана монография "Макс Вебер и современная теоретическая социология" (М., 1998). В этот же период им вместе с небольшим коллективом соавторов были изданы кн., посвященные судьбам диалектики в зап. филос. и социол. XX века. Д. известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами. В посл. годы опубликованы две серии его статей — о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в посттоталитарной России (ж. "Наука и жизнь", "ВФ", "Диалог" и др.). Проблемам трудовой этики посвящена и статья в "ВФ" (1994. № 2) "Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)". В посл. пять лет его осн. тема: новый рус. капитализм как проблема теор. социол. Д. — отв. ред. кн. "История теоретической социологии" в 4 т. (М., 1995—2000) и автор большинства разделов и глав этого изд.



Давыдов, Юрий Николаевич

Заведующий сектором Института социологии; родился в 1929 г.; в 1952 г. окончил исторический факультет Саратовского государственного университета, доктор философских наук, профессор; член Союза писателей; автор ряда фундаментальных работ по истории социальной философии и социологии ХIХ—ХХ вв.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое давыдов юрий николаевич
Значение слова давыдов юрий николаевич
Что означает давыдов юрий николаевич
Толкование слова давыдов юрий николаевич
Определение термина давыдов юрий николаевич
davydov yuriy nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):