Большая биографическая энциклопедия - де роберти евгений валентинович
Де роберти евгений валентинович
(де Кастро де ла Серда) — философ-позитивист; род. в 1843 г. в Подольской губернии. В 1862 г. он окончил Александровский лицей вместе с Г. Н. Вырубовым (см.). До 1868 г. Де Роберти пробыл за границей, слушая лекции, главным образом по естественным и социальным наукам, в Гиссене, Гейдельберге, Иене и Париже. Тут он стал постоянным сотрудником "La philosophie positive", где в течение 15 лет помещено много его статей. По возвращении в Россию Д. издал "Политико-экономические этюды" (СПб. 1869). В "С.-петербургских ведомостях" времен В. Ф. Корша он поместил много статей разного содержания; потом сотрудничал преимущественно в "Знании" и "Слове". К этому времени относится наделавшая много шуму его полемика с Н. К. Михайловским. Будучи земским деятелем, Де Роберти стал особенно известен своею речью в Тверском дворянском собрании 20 декабря 1880 г. (напечатана во многих газетах, напр. "Голос" № 352 и 353), где предложил дворянству ходатайствовать о введении представительства. Теперь Де Роберти живет преимущественно в Париже, сотрудничая в "Revue philos.", "Новостях" и др. Главные труды его: "Мировоззрения крайнего Востока перед судом социологии" ("Знание" 1874, 4); "Наука и метафизика" (тоже, 1875, 5); "Социология" (СПб. 1880; по-французски, Париж, 1881); "Прошедшее философии" (М. 1886; по-французски, в несколько сокращенном виде, "L'Ancienne et la Nouvelle Philosophie", П. 1887); "L'inconnaissable, sa métaphysique, sa psychologie" (П. 1889); "Agnosticisme" (П. 1892); "La recherche de l'unité", (1893). По-русски из последних трудов напечатаны лишь отрывки: "Пессимистические теории познания" ("Вопр. филос. и псих.", кн. 8) и "Монизм Герберта Спенсера", ("Южный сборник в пользу голодающих", Одесса, 1892). Оставаясь приверженцем позитивизма, Де Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому бы он не предложил той или другой поправки. Сосредоточив свое внимание прежде всего на социологии, Д. успел рассмотреть только методологию этой науки. Социология — естественная наука об обществе. Вследствие крайней сложности явлений общественности при изучении их необходим метод, нашедший себе применение в биологии — метод сравнительного и аналитического описания. Философские построения надо изучать с социологической точки зрения, так как между наукой и философией данной эпохи существует строгое соответствие чисто социологического характера. Философские гипотезы постоянно повторяются, так что в них можно подметить три главных типа: материализм (гипотеза о мире неорганическом), сенсуализм (гипотеза о мире органическом) и идеализм (о мире надорганическом). Все три типа одинаково превращают свои частные гипотезы во всеобщие положения и односторонне объясняют всю совокупность явлений. Эта односторонность — необходимое следствие значительных пробелов в цикле отвлеченных наук. В том или другом состоянии знания следует видеть причину возникновения, существования и упадка как религии, так и метафизических систем. Ядро религий и метафизики — область непознаваемого, этот тормоз на пути к полному знанию. Позитивисты отвели слишком незаслуженную роль этой области; необходимо уничтожить этот последний оплот метафизики, что возможно лишь на почве социологи и психологии. Д. нередко иронизирует над "теорией воздержания" позитивистов и вообще над пессимистическими теориями познания. По его мнению, на все вопросы, не исключая и метафизических, научная философия может дать тот или другой ответ. Необходимо только, чтобы в конкретной психологии было отведено особое место продуктам априорного мышления, преимущественно тем, которые играли роль предельных понятий. Развитие философии идет от философии незнания через философские системы, соответствующие полному циклу наук, к научной философии. Но научная философия никак не может сделаться наукой: она основана на завершившемся цикле отвлеченного знания и потому не может ни слиться с этим циклом, ни войти в него как составное звено. Поэтому главное назначение позитивизма состоит в том, чтобы дальнейшей разработкой отвлеченных наук и их специальных философий приблизить время, когда от нынешнего полупонимания мира можно будет перейти к полному и ясному созерцанию общей связи всех явлений. — Работы Де Роберти встретили самую разнообразную оценку: большинство иностранных критиков (в особенности Vadalà-Papale, Icilio Vanni, Гумплович и др.) придают им громадное значение, большинство же русских (Оболенский, Лесевич, Ткачев и др.) относятся к ним отрицательно.
Я. Колубовский.
{Брокгауз}
Большая биографическая энциклопедия
2009