Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дебольский николай григорьевич

Дебольский николай григорьевич

— сын Г. С. Дебольского (см.), философ и педагог; род. в СПб. в 1842 г.; образование получил сначала в Горном институте, потом в Спб. университете; был воспитателем в 1-й Спб. военной гимназии, потом инспектором школ Технического общества; читал лекции в Спб. духовной акад. по метафизике, а также, временно, по логике и психологии. В настоящее время состоит председ. педагог. совета гимназии кн. Оболенской в СПб. Помимо статей в общих и педагогич. журналах, главные труды Д. по философии: "Введение в учение о познании" (СПб., 1870), "О диалектическом методе" (ч. I, СПб., 1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (СПб., 1883), "Философия будущего" (СПб., 1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (СПб., 1886), "Философия феноменального формализма. I. Метафизика" (вып. 1-й, СПб, 1892 г. — начало обширного труда, в котором философские взгляды Д. должны быть приведены в цельную систему). В нашем познании, как справедливо учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами, или категориями ума. Но, по мнению Д., Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, признав ум за вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум, или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум. Учение Д. на первый взгляд соприкасается с субъективным идеализмом Фихте; но Д. решительно отрицает в Боге атрибут воли. Бог есть только ум, так как по началам критической философии ум есть единственное сверхчувственное, которое мы имеем право признавать. Это, однако, не панлогизм Гегеля, понимавшего ум лишь как форму или закон и таким образом отождествившего индивидуальный ум с Первоумом. Ум божественный не есть только форма или закон: содержание его не противоположно форме, но слито с нею в некоторую целостность. Представить такой конкретный или целостный ум человек не может. Поэтому мы в состоянии лишь умопостигать природу Бога по аналогии с нашим умом. Это и составляет философское умозрение. Органом умозрения служат идеи, или умозрительные понятия ума. — В связи с метафизическим учением Д. находятся его взгляды на органическое развитие и на конечную цель нравственного действия. Признавая гипотезу развития, он, однако, вместо трансформизма принимает преформизм. Высшим благом Д. признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей, и в частности русской, философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке. Работы Д. по педагогике: "О подготовке родителей и воспитателей к делу воспитания детей" (СПб., 1883), "Философские основы нравственного воспитания" (СПб., 1880), "Обзор учебных технических заведений в Германии и Австрии" (СПб., 1882), "Наше учебное ведомство и начальная школа" (СПб., 1884) и др.

Я. Колубовский.

{Брокгауз}



Дебольский, Николай Григорьевич

(1842—1918) — философ идеалистического направления и педагог. Был преподавателем метафизики (а также логики и психологии) в СПб духовной академии; состоял членом Совета министерства народного просвещения; был и одним из членов-учредителей "Философского общества" при СПб ун-те (откр. в 1897). Д. один из наиболее видных идеалистических последователей Гегеля в истории русской философии. В своих философских работах Д. проявил большую разносторонность (теория познания, история развития диалектического метода, эволюционная теория и проблемы этики). Философская система Д., которой он дал название "Философии феноменального формализма", носит явный характер влияния философии Гегеля, а также систем Канта и Фихте, хотя с первым он расходится в понимании категорий, а против второго признает сверхчувственным только ум. В связи с такими идеалистическими философскими взглядами Д. в своих работах по теории развития вместо Дарвиновского учения о трансформизме следует гипотезе преформизма. Важное значение имела переводческая деятельность Д., в особенности перевод им 3 тт. "Науки логики" Гегеля. Педагогические труды Д. носят следы влияния его философских взглядов.

Из философских трудов Д., отмеченных влиянием Канта и Гегеля, наиболее интересны: О диалектическом методе, часть 1, СПб, 1872; Философия феноменального формализма, 2 вып., СПб, 1892—95; О высшем благе, СПб, 1886. Д. редактировал рус. перевод трактата Беркли "О началах человеческого знания", а также перевел на рус. яз. "Науку логики" Гегеля.

Лит.: Ланге H. H., Философия феноменального формализма, "Журнал министерства народного просвещения", СПб, 1900, № 4, стр. 197.



Дебольский, Николай Григорьевич

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дебольский николай григорьевич
Значение слова дебольский николай григорьевич
Что означает дебольский николай григорьевич
Толкование слова дебольский николай григорьевич
Определение термина дебольский николай григорьевич
debolskiy nikolay grigorevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):