Большая биографическая энциклопедия - держинская ксения георгиевна
Держинская ксения георгиевна
[25.1. (6.2). 1889, Киев — 9.6.1951, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье преподавателя математики ж.-д. технического уч-ща. С семи лет обучалась игре на ф-п. Окончив в 1907 пед. курсы Киев. женской гимназии, преподавала общеобразовательные предметы. Одновременно (с 16 лет) в течение четырех лет брала уроки пения у Ф. Паш (ученицы М. Марке-зи), неверно определившей ее голос как меццо-сопрано. В 1911 в Киеве пела перед С. Рахманиновым, к-рый, высоко оценив талант певицы, особенно исп. романсов "Здесь хорошо", "Весенние воды" и "Отрывок из Мюссе", предложил ей участвовать в своем авторском концерте. В том же году уехала в Петербург, где обучалась пению (до осени 1912) у Е. Терьян-Коргановой, правильно определившей ее голос как сопрано. В 1913—14 пела в моск. Сергиевском Нар. доме (дебютировала в партии Марии — "Мазепа" П. Чайковского). В летние месяцы этого периода готовила оперные партии в Киеве под рук. дирижера Л. Штейнберга; в февр. — июле 1914 совершенствовалась в вокальном искусстве в Берлине у известной чеш. певицы и педагога М. Маллингер (ученица П. Виардо), с к-рой готовила партии вагнеровского репертуара, а также романсы Ф. Шуберта и Р. Шумана. В дек. 1914 была принята в труппу моск. Большого т-ра (дебютировала в нач. 1915 в партии Ярославны — "Князь Игорь"), где выступала до 1948. Гастролировала в Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Баку, Тбилиси, а также в Париже (1926, т-р "Гранд-Опера"), где выступала в партии Февронии (конц. исп. п/у Э. Купера). Обладала необычайным по красоте, силе и ровности голосом широкого диапазона, сочного и мягкого тембра и драм. дарованием. Исп. отличалось отточенной вокальной техникой, выразительностью, эмоциональностью и высокой артистической культурой, имела яркую сцен. внешность. Репертуар включал 25 партий, в т. ч. 15 — в операх рус. композиторов. Участвовала в 1044 спектаклях. В процессе работы над образом уделяла большое внимание пластическому рисунку роли, костюму, изучая с этой целью литературные и исторические источники.
1-я исп. партий.: Ударницы ("Вышка Октября"); в Большом т-ре — Елизаветы Валуа ("Дон Карлос"), Турандот ("Турандот"). Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Лиза ("Пиковая дама"; в истории рус. оперного т-ра исп. этой роли признано классическим), Аида, Тоска, Валентина, Ортруда. Др. партии: Горислава, Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Маша ("Дубровский"), Купава, Милитриса; Маргарита ("Фауст"), Брунгильда ("Валькирия"), Ева. Партнеры: И. Алчевский, И. Ершов, М. Максакова, С. Мигай, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Петров, Г. Пирогов, Л. Савранский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела n/y H. Голованова, Э. Купера, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга.
В конце 1930-х гг. певица записала на грампластинки партию Лизы из оперы "Пиковая дама" п/у С. Самосуда.
В 1918 занималась под рук. К. С. Станиславского в Оперной студии Большого т-ра. Сотрудничала с режиссерами Г. Бирманом, И. Лапицким, В. Лосским, Н. Смоличем.
Д. была выдающейся камерной певицей. Обширный репертуар включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, Л. Бетховена (Шотландские песни, песни Клерхен из муз. к "Эгмонту", сольная партия в 9-й симфонии), Ф. Шуберта, Р. Шумана, Й Брамса, Э. Грига, старинные рус. романсы, а также произв. сов. композиторов. Особенно певице была близка вокальная лирика П. Чайковского ("Не спрашивай", "Забыть так скоро", "О, спой же ту песню" и др.) и С. Рахманинова.
После революции часто выступала перед рабочими. Гастролировала по городам Украины, Кавказа, Донбасса. В 1920 вместе с композитором Б. Яворским подготовила программу из произ. Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова. В 1924 вместе с А. Неждановой и Н. Обуховой принимала участие в первом радиоконцерте.
Искусство певицы высоко ценили А. Глазунов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, Б. Вальтер, А. Никиш, Е. Мравинский. Художник М. Нестеров писал: "Сумею ли я выразить в письме то чудесное чувство, кое вы вызвали у меня и всех вас слышавших гостей моих своим пением: "Я помню чудное мгновение", "Форель", также арии Лизы и Тоски? Непосредственно я глубоко был тронут этими чудными звуками. У вас счастливо совпадает (говорит с вами художник) такая приятная внешность, ваше милое лицо с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, "пережитым чувством", и я безмерно вам благодарен... Я ваш должник, но неоплатный".
В 1935—36 и 1943—47 преподавала в студии Большого т-ра, в 1941—43 занималась с солистами Ташкентского оперного т-ра. В 1947—51 вела пед. деят-сть в Моск. конс. (проф., декан вокального ф-та до 1949). Среди ее учениц — Е. Антонова, Р. Баринова.
Вела большую муз.-общ. деят-сть: была членом Всесоюзного комитета по Гос. премиям СССР, членом жюри профессиональных и самодеятельных конкурсов исполнителей, членом худож. совета Радиовещания и редакционного совета Музги-за. Систематически выступала с лекциями и докладами в муз. учебных заведениях.
Имеются портреты певицы: два портрета М. Нестерова (1937, холст, масло, ГТГ; второй — в роли Ярославны, акварель, 1938), В. Белянина, Е. Лансере (в роли Лизы — "Пиковая дама", рисунок), П. Скотаря (в роли Купавы, карандаш, акварель, 1951), Н. Кузьмина (в роли Ярославны — "Князь Игорь" — музей моск. Большого т-ра).