Большая биографическая энциклопедия - диев михаил яковлевич
Диев михаил яковлевич
— протоиерей, известный археолог и историк. Родился 22-го октября 1794 года; умер 3-го февраля 1866 года. Диев сын священника, воспитанник Костромской духовной семинарии, священник сначала в с. Тетеринском (с 1813 г.), а потом (с 1832 г.) в с. Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 г.) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями и еще с большею любовью Диев отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где "бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах..." Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая возбудить или развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым, который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки.
В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению "Истории Российской Иерархии" Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: "Поверка иерархических каталогов с летописями и актами", — местное духовное начальство старалось преследовать его за то же "писательство". В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший "писателя-священника", перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно "занимается сочинениями", другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их "пустяками", в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.
В своих письмах к Снегиреву он просил не выставлять при своем имени "звания священника", как "более известного". Если при этом мы обратим еще внимание на недостаток материальных средств и трудность в добывании исторических пособий и источников, то должны тем более чтить "достопочтеннейшего протоиерея" за его обширную и плодотворную научную деятельность.
Судя пo данным письмам Диева к Снегиреву, начало его литературных работ следует отнести к 1823—1826 гг., когда он составил неувидевшую света "Историю Западной церкви в осьмом на десять столетии". Вслед за этим трудом Диев предпринял составление "Истории г. Костромы", "Описания Галича", "Костромской Вивлиофики", куда вошли разные материалы по местной истории и археологии, не исключая даже и надгробных надписей (сохранилось в рукописи несколько томов), "Описания (или Обозрения) г. Нерехты в историческом и археологическом отношениях", "Описания обычаев и поверьев Нерехтского уезда" и проч.; но ни одно из этих произведений не увидело света. Кое-какие части из них печатались уже после, много времени спустя, напр.: "О селе Ликурге. Из сочинения под названием: Историческое описание уездных городов, урочищ и других мест Костромской губернии, о коих упоминается в летописях" (в "Трудах и Летописях" Московского общества истории и древн. российских, т. VІ, 1833 г.); "Посещение Костромской стороны сначала московским митрополитом Платоном, после того императором Павлом I" (в "Костромских Губернских Ведомостях", 1855 г. № 27); "Генерал-губернатор для костромской стороны в отношениях: нравственном, строительном и образовательном, в царствование Екатерины Великой" (ib., 1857 г., № 21 и 22); "Исторический обзор обширности древней Костромской области" (ib., 1857 г., №№ 33, 36—40); "Укрепленные места древней Костромской области" (ib., 1858 г., №№ 35—38); "Какой народ в древние времена населял Костромскую сторону и что известно об этом народе" (ib, 1861 г., №№ 48 и 49; перепеч. в "Чтениях Московского Общества Истории и Древн. Российских", 1865 г., кн. ІV); "Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 г. и 1771—1772 г." (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древн. Российских", 1859 г., кн. III); "Некоторые черты нравов и обычаев жителей Нерехтского уезда Костромской губернии" (ib., 1845 г., кн. II) и др.
Помимо исторических исследований, Диев с самого же начала своей научной деятельности немало интересовался и этнографическими изысканиями, и не только в Костромской губернии, но и соседних Владимирской и Ярославской. Не имея возможности сам напечатать свои "Собрания", он сообщал их И. M. Снегиреву, который и щедро воспользовался ими при составлении своих трудов: "Русские простонародные праздники и свадебные обряды" (М., 1837—1839 г.) и "Русские народные пословицы и притчи" (М., 1848 г.). За посланное в академию наук "Собрание слов языка, употребляемого в Нерехте, под названием Елтанского" (известного во Владимирской губернии под именем "Офенского"), Диеву была "изъявлена искренняя благодарность" от президента II отделения.
Изучая язык, обычаи и праздники костромского вообще и нерехтского в частности простонародия, М. Я. одновременно заинтересовался и агиологиею, как она представляется сознанию народа. "В дополнение к нерехтским обычаям", писал он Снегиреву (1830 г.), "я помещу статыо и о святых, коих костромские крестьяне почитают покровителями сельских работ..." Впоследствии он расширил программу своих агиологических исследований, результатом которых было оставшееся в рукописи сочинение: "Святая Русь или жизнеописание святых Российской империи", в трех частях, на 882 листах, и много сообщил данных А. Н. Муравьеву, для его труда: "Жития святых российской церкви, также иверских и грузинских" (СПб., 1857—1865 г.). О некоторых святых Диев поместил статейки в "Энциклопедическом Лексиконе" Плюшара.
В 1840—50-х гг. Диев особенно усердно занимался составлением "Продолжения словаря духовных писателей в России" и собиранием "Материалов" для "исторического словоря" вообще костромских ученых и писателей. Последние (т. е. "Материалы") вошли в издание А. А. Титова: "Материалы для био-библиографического словоря. Словарь духовного и светского чина Костромской губернии". По рукописи Диева: "Ученые делатели костромского вертограда" (в "Библиографических Записках", 1892 г., № 5). Есть свидетельства, что из своих материалов о писателях M. Я. многое сообщал митрополиту Евгению Болховитинову и архиепископу Филарету, автору "Обзора русской духовной литературы". Одновременно с этим он составил: "Исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и других членов российского государства до Петра" (три тома на буквы А — В и Л и М), и "Исторический словарь городов, сел и разных местечек Koстромской губернии". То и другое осталось ненапечатанным. Наконец, особую и довольно значительную группу произведений М. Я. составляют его работы по истории российской иерархии вообще и костромской иерархии и епархии в частности. Еще в 1836—37 г. он составил "Историю о владыках новгородских"; по предложению И. М. Снегирева, принялся в 1839 г. за поверку "Иерархического каталога Никодима Селлия"; а затем приглашенный в комиссию при св. Синоде, занялся поверкою с летописями и актами "Иерархических каталогов российских древних епархий" и приготовил "Исторические исследования при поверке каталогов митрополитов всея Руси с древнерусскими летописями" (рукопись на 336 листах). Исследования, относящиеся до "Истории российской иерархии с иерархическими примечаниями" (на 127 л.), "Дополнения" и "Материалы" для истории российской иерархии (первые на 425, а вторые на 377 л.). По отношению к костромской епархии написал: "Первое столетие костромской епархии" (несколько частей с особыми томами "Материалов"), "Церковно-историческое описание костромской епархии" и "Историческое исследование ее же", и "Некоторые сведения о монастырях костромской, владимирской и ярославской епархий" (на 230 листах). Из всех этих работ не было напечатано ничего, но только недавно с содержанием одной из них по рукописи Императорской публичной библиотеки ("112 лет костромской епархии") познакомил в своей брошюре г. Полетаев.