Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дилецкий николай павлович

Дилецкий николай павлович

(Дылецкий) — регент царского певческого хора в Москве конца XVII-го века, сочинитель 8-, 12и 24-голосных концертов и знаменитейший в свое время теоретик церковного партесного пения. Родиной Дилецкого был Киев. В Вильне он учился "свободным наукам", причем его руководителем в контрапункте был "искуснейший творец" Замаревич. Помимо классических занятий, Дилецкий значительную часть своего времени посвящал прилежному изучению музыкальных произведений "искусных художников, тако церкви православные творцев пения, якоже и римские", а также чтению многих латинских книг, касавшихся музыки. Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленной им музыкальной грамматики, представляющей обширное сочинение в шести частях. Эта грамматика была написана Дилецким в Вильне, а издана в Смоленске в 1677 году под заглавием: "Грамматика пения мусикийского, или известные правилa в слове мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений. Издадеся в Смоленску, в лето от Рождества Спасителя нашего и Бога 1677, Николаем Дилецким". В следующем 1678 году Дилецкий посетил Москву. Есть основания продполагать, что здесь он останавливался у изнестного певца и любителя пения Г. Д. Строгонова, который "своим желательным повелением указал" Дилецкому составить "грамматикию, яже о мусикии". В 1679 году Дилецкий сделал посвященный Строгонову перевод с польского на славянский язык своего же собственного сочинения по теории музыки под заглавием: "грамматикии мусикийской, составленная прежде Николаем Дилецким в Вильне, послежде же им же переведена на славенский диалект, в царствующем граде Москве, лета от создания мира 7187". Основательно изучив исследования диакона Коренева о музыке, Дилецкий дополнил их и в 1681 году закончил в рукописи, которую озаглавил следующим образом: "Во славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написана первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоаникия, Трофимова сына, Коренева, что служил у Великого Государя на сенех, в соборе Стретения Господня, последи же совершися Николаем, Павловым сыном, Дилецким, лета 1681, мая в 30 день". Эта "Мусикия", оставшаяся ненапечатанной, представляет собою довольно полное и обстоятельное изложение теории музыки.

Проф. Д. Разумовский: Церковное пение в России. — А. Преображенский: Словарь русского церковного пения.

В. Г.

{Половцов}



Дилецкий, Николай Павлович

— родился в Киеве около 1630 г. Написал несколько духовных концертов. Главный труд Д. на польском языке: "Грамматика пения мусикийского, или известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей, или разделений". Книга была издана в Смоленске в 1677 г. Это сочинение было сокращено Д. и издано под названием "Идеи грамматики мусикийской". В бытность свою в Москве, в 1678 г., Д., по желанию Строганова, перевел свою сокращенную грамматику на славянский язык. Деятельность Д. имела большое влияние на развитие партесного пения в России.

Н. С.

{Брокгауз}



Дилецкий, Николай Павлович

(Дылецкий) — род. 1630, ум. в конце XVII века, киевлянин, учился в Вильне "свободным наукам", известный автор самого полного на русском языке музыкально-теоретического трактата XVII в., посвященного Григ. Строганову, который сделался покровителем Д. с тех пор, как лично познакомился с ним в Москве (1678). Трактат этот известен под заглавиями: 1) "Грамматика (или Букварь) пения мусикийского". Изд. в Смоленске, 1677, 2) "Идеа грамматикии мусикийской", составленная в Вильне и переведенная на славянский язык в Москве, 1679, и 3) "Мусикия" — 1681. Рукописи этих сочинений сохранились в библиотеках: Имп. Общ. Истории и Древн. Российских, Имп. Публичной, Моск. Главном Архиве Мин. Иностранных Дел, Моск. Синодального Училища и др. Сочинения Д. составлены на основании книг "творцов пения церкви православныя, якоже и римския" и излагают полный курс тогдашней музыкальной науки на Руси (о конкорданциях, диспозиции, о творении концертов и т. д.). Теория Д. предполагает в основе старую гексахордовую систему с ее запутанной сольмизацией, а главною практическою целью имеет "творение" концертов в форме имитационных "восшествий" и "нисшествий". В качестве примеров Д. приводит выдержки из сочинений польских композиторов Мильчевского, Зюски, государева певчего дьяка Иоанна Коленды и своих собственных. Ни мажор, ни минор Д. не известны, хотя он и различает три рода мусикии: веселую, печальную и смешанную. Контрапункт и фуга определяются Д. бегло и сбивчиво. По отношению к церковному пению Д. указывает неисправности в употреблении переписчиками диезов и бемолей, а также возможность привести не имеющее "совершенного такта" церковное пение на такт совершенный посредством сокращения ритмической длительности. В эпоху польского влияния на церковное пение сочинения Д. пользовались в России большим успехом.

(П.).

{Риман}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дилецкий николай павлович
Значение слова дилецкий николай павлович
Что означает дилецкий николай павлович
Толкование слова дилецкий николай павлович
Определение термина дилецкий николай павлович
dileckiy nikolay pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):