Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - длугач тамара борисовна

Длугач тамара борисовна

(род. 19.08.1935) — спец. в обл. зап. филос.; д-р филос. наук. Окончила филос. ф-т МГУ (1959) и асп. ИФ АН СССР (1965). Работала на кафедрах филос. Моск. энергетич. и 2-го Моск. мед. ин-тов. В наст. вр. преподает в Гос. ун-те гуманит. наук и на кафедре филос. Росс. Академии наук. Является вед. н. с. ИФ РАН. Канд. дисс. — "Целое и часть как категории диалектической логики" (1965); докт. дисс. — "Философия Дидро и проблемы развития диалектики" (1987). Ред. сер. "Немецкая классическая философия. Новые исследования", один из экспертов и авторов "Новой Философской Энциклопедии". Гл. интерес лежит в обл. франц. просветительской и нем. класс. филос. Филос. идеи связаны с выяснением специфики франц. Просвещения: она усматривается в формировании такой важной человеческой способности, как здравый смысл. Не сводясь ни к теор., ни к нравств., ни к эстетич. способностям, здравый смысл представляет собой проекцию на сферу частной жизни более широкой способности самостоятельного суждения обо всех предметах и явлениях действительности. Благодаря здравому смыслу каждый человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, за все свои поступки и превращается в суверенную личность, составляющую основу демокр. об-ва. В иссл. о франц. просветителе Дени Дидро акцент делается на сократических его способностях, благодаря к-рым за "парадоксами" своих современников он мог открыть своеобразную диалектику Просвещения, став "Сократом Просвещения". Нем. класс. филос. анализируется прежде всего в плане ориентации ее на новую науку, когда многие важные черты последней — экспериментальный характер, феноменологич. подход, особое понимание пространства и времени, построение идеализо-ванных моделей — отразились в кантовских и фихтев-ских принципах конструирования и интеллектуальной интуиции, априоризме, понимании теор. познания как движения от абстрактного к конкретному, от целого к частям у Гегеля. Формируясь как "наукоучение", нем. филос. в то же время выходит за эти рамки, включая в свой состав нравств. и эстетич. суждения. Фактически речь идет о взаимодействии разл. способов разумения. Об этом же речь при рассмотрении взаимодействия нем. класс. и франц. просветительской филос. Данные иссл. находятся в русле идей о логике диалога, разработанных В.С.Библером.

Соч.: Дидро. М., 1975 (2-е изд. М., 1986); Человек в мире техники. М., 1978; Философия Просвещения и "парадоксы" Дени Дидро // ВФ. 1984. № 8; Устремленный к истине // Дидро Д. Монахиня. М., 1984; Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте). М., 1986; Иммануил Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М., 1990; Подвиг здравого смысла. М., 1995; "Д'Аламбер", "Дидро", "Гельвеции" и др. // Новая Философская Энциклопедия. T.I. М., 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое длугач тамара борисовна
Значение слова длугач тамара борисовна
Что означает длугач тамара борисовна
Толкование слова длугач тамара борисовна
Определение термина длугач тамара борисовна
dlugach tamara borisovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):