Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дмитревский дмитрий иванович

Дмитревский дмитрий иванович

— писатель и педагог, один из ревностных распространителей идеи Новикова и Шварца в провинции, родился в селе Дмитриевском, Михайловского уезда, Рязанской губернии или в 1758 году, или в 1763 г., учился сначала в Рязанской духовной семинарии, потом в Московском университете (с 1782 по 1785 год; по другим данным, в 1782 он уже вышел из университета), где учился истории, географии, латинскому, красноречию, арифметике, геометрии, экспериментальной физике, естественной истории, французскому и немецкому языкам.

В 1785 году Д. поступил в переводчики университетской типографии. Годы учения и первое время самостоятельной жизни Д. в Москве совпали с эпохой расцвета деятельности Н. И. Новикова и И. Г. Шварца; в это время было основано "Дружеское ученое общество" и, открылось "Собрание университетских питомцев" и учреждено, в 1782 году, при университете "переводческая или филологическая" семинария.

Деятельность всех этих учреждений имела в виду распространение просвещения в духе религиозно нравственных начал; к своей работе Новиков и Шварц привлекали молодежь, которая усердно воспринимала их идеи, сотрудничала и переводила для их изданий. Можно сказать, что не у одного юноши принципы, воспринятые в новиковской атмосфере, определили направление работы всей жизни.

Одним из таких был Дмитревский. И в своей литературной, и в своей служебной деятельности он был верным последователем заветов Новикова и распространителем религиозно нравственного просвещения, окрашенного слегка мистицизмом. Этот религиозно нравственный элемент проникает все его многочисленные переводы и немногочисленные оригинальные сочинения.

Нам неизвестна в подробностях его деятельность, как переводчика, во время пребывания его в Москве. Сохранилось известие, что он принимал участие в изданиях Новикова: "Беседы с Богом или размышления в утренние часы" (1787—89, 4 ч.), "Размышления о делах Божиих в царстве натуры" (1787—88, 4 части) и "Беседы с Богом или размышления в вечерние часы" (1787—89, 4 части).

Кроме того, Д. принимал участие в "Московском журнале" Н. М. Карамзина и в "Зрителе" И. А. Крылова, но трудно указать, что именно принадлежит ему в этих журналах, так как статьи не подписаны. В "Московском журнале" (авг. 1792 г.) можно указать на Гимн, начинающийся словами: "Вся натура возвещает" и подписанный: Д.

Дмит — ской. Наверное, этот гимн принадлежит Д. Когда разразилась гроза над Новиковым и его кружком, молодые ученики его разошлись в разные стороны, и некоторые из них нашли убежище в московском почтамте, между ними и Д. И. Дмитревский, определенный секретарем почтамта в 1793 году. В почтамте Д. И. оставался до 1808 года, подвигаясь вперед по служебной лестнице и дослужившись до чина надворного советника.

Свои досуги Д. посвящал литературным трудам (главным образом, переводам), имевшим своей целью распространение религиозных и нравственных принципов, причем в религии Д. было много мистицизма. Сам он, по всей вероятности, был масоном. И сочинения, и переводы Д. издавал анонимно, и трудно было бы среди многочисленных анонимных произведений того времени определить принадлежащие Д.

, но он оставил список своих работ. Руководствуясь этим списком, можно перечислить его труды: 1) Зеркало добродетели и благонравия для детей. Сочинение Кейля, перев. с немецкого, с 89 сообразными сему картинками. M. 1794; 2-ое изд. М. 1806; 3-ье изд. М. 1811. 2) Всеобщие размышления о строении мира, взятые из руководства г. Боде к познанию звездного неба.

Пер. с нем. М. 1794; 2-е изд. М. 1811. 3) Чувствования любителя нравственной поэзии. М. 1795; 2-е изд. М. 1812. 4) Благоразумие, соединенное с добродетелью, или политика мудрого, соч. Эккарстгаузена, пер. с нем. M. 1795; 2-ое изд. М. 1805; 3-ье изд. М. 1816; изд. 4-ое Орел 1822, 2 части. 5) Зритель Божьих дел во вселенной или внимательное рассматривание мудрого порядка, совершенства и красоты натуры во всех царствах и элементарных действиях ее.

Пер. с нем. 4 ч. М. 1796—97; 2-е изд. М. 1820. 6) Четыре возраста прекрасного пола, соч. Захария. Перев. Д.*** М. 1796. 7) Четыре времени года, поэма Томсона, пер. с нем. М. 1798; 2-ое изд. М. 1803. 8) Присутствие Божие. М. 1798. 9) Полезная книжка для женатых и холостых, желающих счастливого супружества. М. 1799. 10) Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской.

М. 1801. 11) Человек по физике и морали. Пер. М. 1804. 12) Природа — зеркало благости и премудрости Творца. Пер. 2 ч. М. 1805. 13) Уроки отца своим детям или Собрание изречений и нравственных мыслей, взятых из лучших древних и новых писателей, расположенные по материям. Пер. M. 1808; 2-е изд. M. 1809. 14) Глас небесной тверди, возвещающий смертным премудрость Творца.

Пер. М. 1808. 15) Учение сердца человеческого. Пер. M. 1808. 16) Карманная книжка для воспитателей и воспитанников, руководствующая к истинному и полному образованию душевных способностей, делающему человека совершенным. М. 1808. В списке Дмитревского указаны и другие переводы, но приурочение его указаний к определенным изданиям пока еще не сделано.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дмитревский дмитрий иванович
Значение слова дмитревский дмитрий иванович
Что означает дмитревский дмитрий иванович
Толкование слова дмитревский дмитрий иванович
Определение термина дмитревский дмитрий иванович
dmitrevskiy dmitriy ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):