Большая биографическая энциклопедия - дмитриев-кавказский лев евграфович
Дмитриев-кавказский лев евграфович
— гравер на меди, присоединивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, прозвище: Кавказский. Род. в 1849 г., получил общее образование в Ставропольской гимназии, и в 1869 г. поступил в ученики Императорской академии художеств по разряду гравирования, в котором наставником его был Ф. И. Иордан. За успешные занятия по своей специальности он получил от Академии две серебряные медали. Дальнейшие его труды по гравированию, а также рисунки, сделанные с натуры пером, доставили ему в 1878 г. звание художника 1-й степ., а в 1882 г. — титул академика. Независимо от этих трудов, Д. редактировал, в 1883—84 гг., иллюстрированный журнал "Ласточка", в котором помещались снимки с рисунков преимущественно русских художников, после чего, в течение трех лет, заведовал художественной частью в журнале "Всемирная Иллюстрация". Неоднократно предпринимал поездки, с художественной целью, на Кавказ, а летом 1887 г. сделал путешествие в Закаспийскую область и Среднюю Азию. Работает преимущественно офортным способом (см. Гравирование) и сухой иглой. Число гравюр, исполненных им по настоящее время, простирается до 65 (список их см. в изд. Булгакова "Наши художники", I, 131). Это — по большей части либо народные типы Кавказа и Закавказья, гравированные с собственных рисунков художника, либо портреты различных лиц (вел. княгини Марии Павловны, ген. М. Скобелева, гр. Безбородко, А. Пушкина, протоиерея И. Васильева, архм. Игнатия Брянчанинова, живописца Т. Горшельта, певицы Каменской, М. А. Диллон и др.) и, наконец, воспроизведения картин и рисунков других художников ("Бурлаки" с И. Репина, "Княжна Тараканова" с К. Флавицкого, несколько кавказских сцен, с Горшельта, и "Последняя пушка", с А. Вирца).
А. С-в.
{Брокгауз}
Дмитриев-Кавказский, Лев Евграфович
художник, авт. записок, р. 1849.
{Венгеров}
Дмитриев-Кавказский, Лев Евграфович
(Dmitrief Kavkasski); рисовальщик-гравер, род. 1849 на Кавказе, уч. И. А. X. и Иордана с 1869 г.; классн. худ. 1-й степ. 1879; академик гравирования в 1882 г., за портрет великой княгини Марии Павловны. Его портрет гравирован Бобровым в 1880 г. Его работы:
1. Князь А.А. Безбородко. — 2. Г-жа А.К. Биркенфельт; погрудной 3/4 влево, подп.: "25 Мая 1876 — Лев". — 3. Протоиерей Парижской церкви Васильев. — 4. Горшельт. — 5. Графф. — 6. Г-жа Грязева, с подп.: "Лев — 7 февр. 1880 г." — 7. Дарвин. 1879. 1-е отпечатки с одним именем гравера. — 8. Марья Л. Диллон. — 9. Дмитриев-Кавказский "сам себя 1883". — 10. Брат его. — 11. Достоевский. — 12. Ю.Б. Иверсен. — 13. Игнатий, архим. Сергиевской лавры. — 14. Игнатий Бренчанинов, "бывший архим. сей лавры 1882". — Он же, заметка на его портрете (епископом). — 15. Ишимова. — 16. Каменская. — 17. Каримат. — 18. Печатник Келленбенц. — Вел. князь Кирилл Владимирович; держит в правой руке шашку; заметка на портрете вел. кн. Марии Павловны 1881 г. — 19. П. Ст. Лазарев. — 20. Лорис-Меликов. — 21. Вел. княгиня Мария Павловна. — 22. Михаил Чихачев, бывший архим. Сергиевской лавры. — 23. Направник. — 24. Пушкин. — Д.И. Скобелев; заметка на портрете сына его М. Д. С. — 25. М.Д. Скобелев. — 26. Тургукасов. — 27. Англичанка Уид. — 28. Александра Петр. Челищева, рождю кн. Хованская, погрудн. 3/4 вправо и Андрей Ник. Челищев, погрудн. 3/4 вправо — заметки на портрете сына их Ник. Андр. — 29. Ник. Андр. Челищев, сын предыдущих. Поясной 3/4 вправо, y письменного стола. Подп.: "66. Дмитриев Кавказский — Лев 1892 г." и факсимиле подписи: "Ник. Андр. Ч." — 30. Ник. Андр. Челищев в первой молодости; погрудной 3/4 влево; заметка на вышеупом. портрете его. — 31. Шамиль-отец — и 32. Шамиль-сын.
33. Голова воина, в профиль влево, копия части гравюры с Рубенса: "Муций сжигает свою руку". Неконченная доска, начатая под руководством Иордана.
34. Воин с копьем. Грав. резцом, тоже копия с части той же гравюры с Рубенса: "Грав. Лев Дмитриев — 1871 г.". I сост. Фигура воина до пояса, II сост. Фигура продолжена ниже пояса. Подписей нет.
35. Девушка y креста. Три состояния доски, все без подписей.
36. Неоконченный офорт, под названием "Мой Сад". Слева стена, на которую спускается нижняя ветвь дерева; справа намечена линиями стена дома с 2 окнами.
37. Казак, верхом, спускается с горы; гравюра сухою иглою с картины Ковалевского. Окончена не была.
38. Крестьянин, возвращающийся из города, с картины Корзухина. Неоконченный офорт.
39. Левый угол карт. "Полтава" проф. Коцебу; начата для Альбома 200 л. рождения Петра. Доска уничтожена.
40. Дама, читающая письмо. 1-й от. пробный, фигура только намечена, фона нет, 2-й отпеч. оконченные с подписью: "Гр. Л.Е. Дмитриев-Кавказский. — СПб. 1871".
41. Старик, копия с гравюры Шмидта с оригинала Рембрандта. — 1-й от. без фона, 2-й пробный; фигура пройдена и начат фон: "1872. Грав. Лев Дмитриев"; в 3-й от. фигура и фон окончены; в IV прибавлен фон: "Грав. Лев Дмитриев 1872 — Rembrandt".
42. Заглавный лист — виньетка для "Истории Л.-Гв. Преображенского полка: "Д — 1872".
43. Старуха и мальчик, с картины М. Кудрявцева. Гравюра не кончена; известны три пробных отпечатка.
44. Лезгины с карт. Горшельдта. 1-й от. почти очерком; в правом углу: "Д. I от." 2-й от. Задний план пройден: "Д. II от." 3-й от. вся гравюра пройдена; в 4-м пень затушеван. 5-й оконченный, с подписью: "С картины Горшельдта. — Грав. Дмитриев-Кавказский 1873 | Лезгины".
45. "Ночной Секрет" (Пластуны) с карт. Горшельдта. 1-й от. рисунок исполнен с легкими тенями; во 2-м отпечатке он подтравлен канифолью: "Лев — 1874". 3-й окончен. офорт с теми же подписями. 4-й окончен. с подписью: "Лев Дмитриев-Кавказский Гр. — Горшельдт 1874".
46. Мюрид со знаменем, с Горшельдта. 1-й от. офорт с легкими тенями: "7 мая"; под левым углом подпись: "Лев", 2-й от. фигура и знамя пройдены, подпись та же. 3-й от. фигура пройдена, фон в одну линию и рисунок травлен по канифоли; подпись та же. 4-й оконченный оттиск, подпись "7 мая" стерта, внизу поставлено: "1873 Лев". 5-й еще пройден, особенно фон, подпись та же. 6-й фон ослаблен; с подписью: "1874 Лев Дмитриев-Кавказский гр. — Горшельдт".
47. Наиб-Шаго, с Горшельдта. 1-й отпеч. почти очерком: "Лев". 2-й сильно травлен по канифоли, под. та же. 3-й доска пройдена, тон счищен, под. та же. 4-й камни, даль и небо пройдены, под. та же. 5-й оконченный оттиск, но под. та же. 6-й для журнала: "Светь" "1878 г.
Гр. Дмитриев-Кавказский, картина Горшельдта". Внизу типографским шрифтом: НаибШаго | (с рисунка художника Горшельдта) Офорт Л.Е. Дмитриева-Кавказскаго".
48. Разоренный аул с Горшельдта. 1-й от. офорт с легкими тенями; на большой доске: "Лев 1874". 2-й почти оконченный офорт, с тоном, но еще на большой доске, подп. та же. 3-й. доска обрезана с левой стороны, тон ослаблен. 4-й то же состояние, но с подписью: "Дмитриев-Кавказский гр. — Горшельдт Лев 1874".
49. "Свидетельство Конного завода Е. Г. Шварц | О. Бильдерлинг (рисовал) 1876".
50. Бурлаки, с картины Репина. 1-й офорт почти очерком: "2 Фев. (наоборот) Лев". 2-й то же состояние, но с тоном (по канифоли). 3-й тон ослаблен и рисунок пройден иглою: "Картина Репина — Гр. Дмитриев-Кавказский 1876". 4-й то же состояние, но в виде значка прибавлены 2 лица (кавказские типы). 5-й. С подписью: "Премия Общества Поощр. Художеств на 1876 г." (без значков); в 6-й прибавлен факсимиле гравера и в левом верхнем углу год "1878". 7-й. Приложен к журналу "Свет", выпуск 6-й 1878 г.
51. Чеченец в башлыке (по грудь): "Дмитриев-Кавказский | 24 мая | 1877".
52. Последняя пушка. С картины Вирца. 1-й пробный с легкими тенями: "Офорт Дмитриев-Кавказский" — 2-й оконч. и покрытый сталью для журнала "Свет", выпуск XII 1877 г.