Большая биографическая энциклопедия - дмитриев-оренбургский николай дмитриевич
Дмитриев-оренбургский николай дмитриевич
— жанровый и баталический живописец, прибавивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, эпитет: Оренбургский. Род. в 1838 г., воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии и по переселении своих родных в СПб. готовился к поступлению в юнкеры; но в это время, по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской академии художеств. Числился в ней учеником Ф. И. Бруни и получил от нее, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 г. удостоен второстепенной золотой медали, за написанную по программе картину: "Олимпийские игры". В следовавшие за тем два года исполнил картины: "Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе вел. кн. Василия Темного" и "Стрелецкий бунт", но ни за ту, ни за другую не получил искомой награды. В 1863 г. выступил было снова конкурентом на ту же медаль, но, вместе с 12-ю другими молодыми художниками отказался от исполнения предложенной им программы и, выйдя из Академии со званием художника 2-й ст., участвовал в учреждении СПб. артели художников, членом которой после того состоял до 1871 г. В 1868 г. картина "Утопленник в деревне" (наход. в музее Академии) доставила ему звание академика. В 1869 г. он сопровождал вел. кн. Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губ. Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков. В 1871 г. Д. отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых В. Вотье и Л. Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного "Общества русских художников", выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в СПб., и исполнял рисунки для русских и франц. иллюстрированных изданий. В Париже произошел переход его от жанровой к баталической живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Восточной войны 1877—78 гг. За две из них ("Бой на Систовских высотах конвоя имп. Александра II" и "Въезд императора в г. Плоэшты") Академия присудила ему профессорское звание. Дабы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, он возвратился в 1885 г. на постоянное жительство в СПб., где трудится и поныне. Из жанровых произведений художника, кроме вышеупомянутой картины "Утопленник", лучшими могут считаться: "Две минуты остановки" (1878) и "Пожар в деревне" (1885, принадл. Государю Императору). Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды последней Русско-Турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце.
А. С—в.
{Брокгауз}
Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (дополнение к статье)
— живописец; умер в 1898 г.
{Брокгауз}
Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич
(1838—1898) — художник-баталист, ученик профессора Бруни, писавший в академии картины на темы: "Олимпийские игры", "Свадьба Василия Темного" и т. п., потом отдавшийся жанр. живописи. Д.-О. не был подготовлен к изображению воен. быта. Во время русско-турецк. войны он жил в Париже. Лично известный В. К. Николаю Николаевичу, которого сопровождал в 1869 г. в поездке на Кавказ и по югу России, Д.-О. после войны получил от Гос. Имп-ра заказ написать ряд. в.-истор. картин. Переехав в Россию, побывав в Болгарии, художник добросовестно отнесся к своей задаче и написал серию картин, помещенную в Помпеевск. галерее Зимн. дворца, а именно: "Переправа через Дунай", "Атака Зеленых гор", "Бой на Систов. высотах", "Сдача Никополя", "Взятие Гривицкого редута", "Бои под Плевной", "Занятие Андрианополя", "Въезд Имп. Александра II в Плоешти", "Въезд В. К. Николая Николаевича в Тырново", "Представление пленного Османа-паши Имп. Александру II". Этот больш. труд, потребовавший 9 лет работы и принесший художнику звание профессора, заставляет отвести ему место в истории нашей батал. живописи. В ней Д.-О. является представителем реализма, стремящимся к правдивости и простоте изображения; но при отсутствии сильн. таланта и непосред. боев. впечатлений он не смог придать своим картинам ни истор. величия, ни драматич. выразит-сти; это — реалистически-приличные, но сухие иллюстрации, не привлекающие внимания и своей художеств. стороной.
{Воен. энц.}
Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич
(Dmitrief-Orenbourgski); жанрист; род. 1 апр. 1838 в Нижнем Новгороде. Посещал классы академии, числился учеником Бруни и в 1860 г. получил 2-ю золотую медаль за картину "Олимпийския игры". В 1863 г. отказался в числе прочих "передвижников" от исполнения программы на 1-ю золотую медаль и выпущен классным художником 2-й степени. Участвовал в учреждении СПб. артели художников. В 1868 г. за картину: "Утопленник в деревне" получил академика. В 1869 году сопровождал в. к. Николая Николаевича на Кавказ, где и составил альбом из 42 рисунков (был на выставке 1878 г.). В 1871 г. отправлен на три года за границу, где оставался 13 лет. С 1883 профессор баталической живописи. Гравировал крепкой водкой: 1. Мужичок, верхом на лошади, спускается с горки, прямо на зрителя. Под мышкой y него бочонок; в зубах трубочка; внизу подпись: "Н. Дмитриев | 1870 г." — 4.11 х 6.1. — В альбоме: "Первые опыты русских аквафортистов" 1871 г., с цензурной пометой внизу.
Дмитриев-Оренбургский рисовал на камне:
2. Приглашение на музыкальный вечер русского художественного кружка в Париже, которого он был учредителем и секретарем. Вверху виньетка; посредине живописец пишет картину, на втором плане певец, виолончелист и скрипач; слева танцующие пары. Очень хорошенький листок.
3. Т. Шевченко на смертном одре. Подпись навыворот: "26 февраля 1861 года — Н. Дмитриев". В овале, в ширину.
4—5. Две литографии, печатанные тоном в альбоме: "Истории | Русскаго Народа | в 24 | картинах. СПб. Товарищество Общественная Польза 1866". Именно: № 20: Царская свадьба и царь Михаил Феодорович. Подп.: Н. Дмитр. — и № 24. Петр Великий празднует Ништадтский мир. Подп. "Н. Дмитр.". С объяснительным текстом, дозволением цензуры "4 января 1866 г." и с адресом Ильина; 4°.
6. Купальщица. Рис. пером на камне с картины А. Беллоли, бывшей на Акад. выставке 1870 г. В альбоме Художеств. Автограф 1870.
7. Мужик в шляпе. Подп. "Nicolas d. Dmitrieff | Paris 77". Рис. пером на камне.
{Ровинский}
Большая биографическая энциклопедия
2009