Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - доброхотов александр львович

Доброхотов александр львович

(р. 08.09.1950) — спец. по теории филос. знания, историк филос. культуролог; д-р филос. наук, проф. Род. во Львове. Окончил филос. ф-т МГУ (1972) и асп. того же ф-та (1975). С 1975 по 1991 — асс., затем ст. преп. кафедры истории заруб. филос. филос. ф-та МГУ, с 1991 — доц. кафедры истории и теории мировой культуры филос. ф-та МГУ, с 1993 — проф., с 1995 — зав. этой кафедрой. С 1988 по 1996 — зав. кафедрой истории культуры МФТИ. С 1992 по 1994 — зав. сектором методологии и теории Ин-та охраны природного и культурного наследия России. С 1989 — член Междунар. ассоциации иссл. греч. филос. (Афины). С 1995 — член Междунар. генологического общества (Осло). В 1992 — Visiting Professor Католического ун-та Тил-бурга (Нидерланды). В 1992 — Visiting Professor Ун-та Фрибурга (Швейцария). Канд. дисс. — "Учение Парме-нида о бытии" (1978); докт. дисс. — "Категория бытия в классической немецкой философии" (1990). Разрабатываемые проблемы: история понятия "бытие"; возможность метафизики как филос. дисциплины; метафизика власти в рус. филос.; филос. рус. символизма; Данте как философ; история западноевроп. культуры; теор. основы культурологии. Лейтмотив осн. ист.-филос. работ Д. — стремление выяснить статус и границы применения метафизики (т. е. рационального мышления о сверхэмпирич. началах бытия) в контексте совр. философствования. Исходя из уверенности в том, что метафизика не является всего лишь архивной ценностью, что она имеет неисчерпанные возможности и развивается с положительными результатами, Д. пытается показать это на примере истории понятия "бытие". Эту тему Д. раскрывает в трех аспектах: история онтол. концепций; место понятия бытия в поле когнитивных задач мышления; тектоника метафиз. понятий (т. е. их взаимоотношения друг с другом и с "соседями" в пространстве интеллектуальной культуры). С его т. зр. понятие бытия играет в филос. роль, сходную с ролью филос. в системе наук: любое содержание, попадающее в поле "бытия", обнаруживает в себе границу с внетеор. реальностью и открывает измерение, в к-ром можно достраивать данное содержание, правда, лишь, теоретически, до полноты его смысла. Являясь как бы пра-феноменом филос. понятия, "бытие" доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теор. границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели для мышления. Этим понятием — своего рода хранителем целостности универсума в мышлении — в филос. осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мыслимого мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории филос. простейшим (а из доказуемых — единственным) способом мыслимости абсолюта.

Соч.: Гераклит: фрагмент В 52. В кн.: Из истории античной культуры. М., 1976; Учение досократиков о бытии. М., 1980; "Метафизика", "Онтология" и др. статьи // Философский энциклопедический словарь. М., 1982; Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986; О границах исторического в философии. В кн.: Методологические проблемы исследования истории философии в странах Западной Европы и Америки. Ч.1. М., 1986; Кризис онтологизма в буржуазной философии первой половины XIX века. В кн.: Проблема метода в современной буржуазной философии. М., 1986; "Беспредпосылочное начало" в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987; Welches sind die wirklichen Fortschritte, die die Metaphysik seit Parmenides Zeiten gemacht hat? // La Parola del Passato. Rivista di studi antichi. V.XLIII. Napoli. 1988; Данте. М., 1990; Онтология символа в ранних трудах Лосева // "Античность в контексте современносmu". M., 1990; Der Mensch und die Natur im "Fege-feuer" Dantes (Gesang XXX) // Miscellanea Mediae-valia. Veroffentlichungen des Thomas-Instituts der Universitat zu Koln. Bd 21/2. Mensch und Natur im Mittelalter. Berlin-New York, 1992; Die philosophische und kulturwissenschaftliche Mediaevistik in der UdSSR. Philosophisches Jahrbuch. Freiburg-Mtinchen, 1992. № 99. 1 Halbband; Metaphysik und Herrschaft: die "russische Idee" als Ursprung einer Kultur des auto-ritaren Denkens und Handelns". Studies in Soviet Thought", 1992. 44; The Thesis "SOMA-SEMA" And Its Philosophical Implications // Pythagorean Philosophy. Athens, 1992; Введение в философию. М., 1995; Das Individuum als Trdger der Macht: Destruktion der Ideale // Miscellanea Mediaevalia. Bd 24. Individuum und Individuality im Mittelalter. Berlin-New York, 1996; La philbsophie: en attendant Godot // Esprit. Paris, 1996, № 22—3; Онтология и этика когито // Встреча с Декартом. М., 1996; Мир как имя // Логос. 1996. № 7; You know — therefore, you ought to. (Ethical Implications of the "Cogito") // How Natural is the Ethical Law? Tilburg, 1997; Die Evolution der russischen Henologie im ersten Viertel des XX. Jahrhunderts // Henologische Perspektiven II. (Elementa. Bd 69). Amsterdam-Atlanta, 1997; Апология Когито или проклятие Валаама. Критика Декарта в "Ненаучном послесловии" Кьеркего-ра // Логос. 1997. № 10; Мифологические и литературные мотивы гностицизма в свете спекулятивного метода Гегеля // "Мировое древо". 1999. № 6; Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000; Философия и христианство // Христианство и философия. VII международные рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции. М., 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое доброхотов александр львович
Значение слова доброхотов александр львович
Что означает доброхотов александр львович
Толкование слова доброхотов александр львович
Определение термина доброхотов александр львович
dobrohotov aleksandr lvovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):