Большая биографическая энциклопедия - добровольская аврелия-цецилия иосифовна
Добровольская аврелия-цецилия иосифовна
(Добровольская — сцен. псевд.; по мужу Бостанжогло) [28.1 (9.2). 1881, Москва —?] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и камерная певица. В 1897—1902 обучалась пению в Моск. конс. (кл. В. Зарудной).
В 1902—04 выступала в т-ре Солодовникова (Москва), в 1904—10 — в Опере С. Зимина, в 1905 дебютировала в партии Людмилы ("Руслан и Людмила") на сцене петерб. Мариинского т-ра, в 1910— 18 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Лакме), позднее пела в т-ре Моск. Совета рабочих депутатов, в 1923—25 — в т-ре им. А. В. Луначарского (Екатеринбург, ныне Свердловск), в 1925 — в Харьков. опере. Гастролировала в Н. Новгороде (1904, 1907), Петербурге (Нар. дом, 1909; Т-р муз. драмы, 1914), по городам Сибири (1915), в Париже и Лондоне ("Рус. сезоны" С. Дягилева, 1914). Обладала красивым, хорошо обработанным голосом обширного диапазона, природной музыкальностью и артистизмом.
1-я исп. партии: Невесты Княжича ("Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре"), Натальи ("Скоморох"), Пашеньки ("Князь Серебряный" П. Триодина), Соловья ("Соловей"), Шемаханской царицы ("Золотой петушок"); в Большом т-ре — Дочери Рейна ("Гибель богов"). Об исп. роли Шемаханской царицы Ю. Энгель писал: "Не звучат у артистки только две-три самых высоких ноты. Все остальное привлекает красотой звука, богатством выразительности, блеском исполнения. Артистке порой удается даже схватить неуловимое: черты загадочного демонизма в сложном образе Шемаханской царицы, которому, несомненно, суждено стать пробным камнем для грядущих поколений певиц" ("Рус. ведомости". 1909. 27 сент.).
Лучшие партии: Татьяна, Лакме, Джильда, Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). Др. партии: Антонида, Волхова, Снегурочка, Иоланта, Агнесса Сорель, Оксана ("Черевички"), Мария ("Дети степей"), Иеди; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Шарлотта ("Вертер"), Молодой пастух ("Тангейзер"), Маргарита Валуа, Виолетта, Лейла, Олимпия. Партнеры: И. Алчевский, А. Борисенко, М. Бочаров, А. Ростовцева, И. Тартаков, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Пазовского.
Выступала в симф. и камерных концертах (в т. ч. Кружка любителей рус. музыки, 1903). 1-я исп. произв. С. Василенко — "Песни Офелии" (Казань, 15 янв. 1909; Москва, 20 янв. 1909), сольной партии в кантате "Сказание о Великом Китеже" (Москва, 16 февр. 1902, в ансамбле с Л. Донским и В. Петровым). Камерный репертуар Д. включал произв. А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Э. Грига ("Встреча", "Лебедь", "Сон").
Записывалась на грампластинки (св. 50 произв.) в Петербурге ("Колумбия", 1907) и Москве ("Граммофон", 1907—08; "Пате", 1911; "Метрополь" (РАОГ), 1913; "Сирена", 1913), нек-рые архив. записи Д. — в ГЦММК.
Лит.: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 240; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 256, 265.
Большая биографическая энциклопедия
2009