Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - донской лаврентий дмитриевич

Донской лаврентий дмитриевич

— русский оперный певец, обладающий прекрасным тенором. Род. в 1858 г.; учился в СПб. консерватории. С 1883 г. Д. член Московской императорской оперной труппы.

{Брокгауз}



Донской, Лаврентий Дмитриевич

— оперный певец, тенор, род. в 1858 в Костромской губ. Пению учился с 1876 в СПб. консерватории (Самусь, Эверарди) и в Италии у Ронкони и Гамбоджи. С 1883 по сие время состоит в труппе московской Имп. оперы на первых партиях. Неоднократно гастролировал и концертировал в провинции.

(В.).

{Риман}



Донской, Лаврентий Дмитриевич

[авг. 1857 (в нек-рых источ. 1858), д. Ушилова Чухлом. у. Костром. губ., ныне Костром. обл. — 22.11 (5.12).1917, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, антрепренер и педагог. Муж М. Эйхенвальд-Донской. Род. в крестьянской семье. С 1872 жил в Петербурге, где работал сначала в рыбной лавке, затем маляром. В его судьбе принял участие арт. балета Гольц. С его помощью поступил в церковный хор, а позже познакомился с певцом И. Мельниковым, к-рый стал его первым учителем по вокалу. Пению обучался в 1877—80 в Петерб. конс. (кл. В. Самуся и К. Эверарди), с 1880 продолжил занятия в Бесплатной муз. школе под рук. Д. Леоновой и М. Мусоргского. К этому периоду относятся первые выступления в концертах, а также один год работы хористом в петерб. Мариинском т-ре. В 1888 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Дж. Ронкони и Гамброджио. На оперной сцене дебютировал осенью 1882 в Киеве (антр. И. Сетова) в партии Собинина. В 1883—1904 солист моск. Большого т-ра. В этот период брал уроки пения у Ф. Комиссаржевского, а оперные партии готовил под рук. арт. Малого т-ра А. Ленского. В 1898 гастролировал в Н. Новгороде. В 1900 выступил с концертом на Всемирной выставке в Париже. В 1902 гастролировал в Казани, в 1904—08 возглавлял оперную антепризу, с к-рой гастролировал в Саратове, Тифлисе и по Сибири. В 1909 получил звание "Засл. артист имп. театров". Был одним из лучших оперных артистов своего времени, чей успех в Москве мог сравниться с успехом Н. Фигнера в Петербурге. Обладал редким по красоте, ровным, сильным, певучим голосом мягкого тембра и обширного диапазона, природной музыкальностью, худож. вкусом и драм. мастерством. "Благодаря своей титанической работе, как в смысле общеобразовательном, так и по части вокального и сценического искусства, он добился видных результатов... У него было хорошо выработанное дыхание, голос был выровнен на всем протяжении диапазона, пение было слегка по-русски — открытое, но вместе с тем музыкальное, приятное" (В. Шкафер)*. За 20 лет исп. 78 партий в 69 операх. Наиболее близкими певцу были партии лирич. характера.

1-й исп. партий: Андрия ("Тарас Бульба" В. Кашперова), Волынского ("Ледяной дом"), Робера ("Мария Бургундская"), Бастрюкова ("Сон на Волге"), Алеши Поповича ("Добрыня Никитич"), Николая ("Тушинцы"); в Большом т-ре — Стремянного ("Нижегородцы"), Самозванца ("Борис Годунов", 2-я ред.), Владимира Дубровского ("Дубровский"), Михаилы Тучи ("Псковитянка", 3-я ред.), Княжича Юрия ("Чародейка"), Вакулы ("Ночь перед Рождеством"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Фауста ("Мефистофель"), Джеральда ("Лакме"); на рус. сцене — Дона Гомеца ("Генрих VIII"). Лучшие партии: Собинин (исп. св. 250 раз), Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Левко ("Майская ночь"), Берендей, Ленский, Вагоа, Лоэнгрин, Иоанн Лейденский, Радамес, Рауль. Др. партии: Всеслав ("Аскольдова могила"), Баян, Синодал, Руальд, Вася, Гарольд, Вакула ("Черевички"), Герман ("Пиковая дама", один из 1-х исп. на моск. сцене), Куратов, Элеазар, Раввин, Нерон ("Нерон"); Дон Оттавио, Фауст ("Фауст"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Альфред ("Травиата"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"), Арнольд, Мазаньелло, Васко да Гама, Леопольд. Партнеры: М. Дейша-Сионицкая, Л. Звягина, Б. Корсов, Н. Салина, С. Трезвинский, А. Фострем, Ф. Шаляпин, Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, А. Аренского, Э. Направника.

С 1900 принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы М. Балакирева, М. Мусоргского, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Аренского. В 1893 исп. сольную партию в Мессе C-dur Л. Бетховена (в ансамбле с Е. Збруевой, М. Эйхенвальд, С. Трезвинским), в 1902 — в кантате "Сказание о Великом Китеже" С. Василенко (1-е исп.).

С 1905 вел пед. деят-сть; в 1907—17 проф. Моск. муз.-драм. уч-ща. Ученики: В. Быстров, П. Болотин, Ф. Вологодский, Б. Евлахов, Н. Зубарев, Г. Пирогов, Д. Спришевская, А. Ульянов.

В своем имении (в Тверской губ.) организовал единственную в России летнюю оперную студию с интернатом для певцов, в к-рой ставились оперные спектакли с декорациями и костюмами.

Имеется портрет певца (неизв. художник) — в ГЦТМ.

Лит.: Л. Д. Донской // Ежегодник имп. театров. Сезон 1903—1904. Прилож. С. 208— 209; Россия в ее прошлом и настоящем. (1613—1913). — М.: Саблин, 1914. Т. 1. С. 32; [Некролог] // Рампа и жизнь. 1917. № 47— 48; Шкафеp В. П.*. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 24; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма / Под общ. ред. Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова. — М.; Л., 1937. С. 249—250; Щепкина-Куперник Т. Из воспоминаний. — Л., 1954. С. 315—316; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре. — М., 1967. С. 113—117.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое донской лаврентий дмитриевич
Значение слова донской лаврентий дмитриевич
Что означает донской лаврентий дмитриевич
Толкование слова донской лаврентий дмитриевич
Определение термина донской лаврентий дмитриевич
donskoy lavrentiy dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):