Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дорлиак ксения николаевна

Дорлиак ксения николаевна

(по мужу; урожд. Фелейзен) [30.12.1881 (11.1. 1882), Петербург — 8.3.1945, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель. Засл. деятель искусств РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1941). Мать Н. Дорлиак. Род. в дворянской семье; отец — служащий банка. В 1900 окончила петерб. Смольный ин-т, где до 1906 преподавала в младших классах ф-п. и рук. хором. Пению обучалась в 1903—09 в Петерб. конс. (кл. С. Гладкой, к-рая определила ее голос как меццо-сопрано). На оперной сцене дебютировала в 1906 в консерваторском спектакле в партии Марцелины ("Свадьба Фигаро"), в 1907 пела партии Кащеевны, Ольги ("Евгений Онегин"), в 1908 — партию Ганны ("Майская ночь"). Принимала также участие во многих концертах, в т. ч. в концертах памяти Р. Шумана и М. Глинки. Окончив с отличием конс., до 1911 вела конц. деят-сть и одновременно совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. Н. Ирецкой (к-рая определила ее голос как драм. сопрано). В 1911 —12 пела в операх Р. Вагнера в париж. т-ре "Гранд-Опера" (дебютировала в партии Елизаветы — "Тангейзер"; на сцене этого т-ра исп. также партии Эльзы — "Лоэнгрин" и Брунгильды — "Валькирия": за эти роли получила орден Академических пальм). В Париже выступала также в симф. и камерных концертах. 27 апр. 1912 дебютировала в партии Аиды в петерб. Мариинском т-ре. В 1913— 14 гастролировала в Берлине (с большим успехом в партии Татьяны, Аиды и в вагнеровском репертуаре), Праге, Шарлоттенбурге. В 1914 оставила сцен. деят-сть (в связи со смертью мужа). Обладала гибким голосом красивого тембра, отточенной вокальной техникой, большой исполнительской культурой.

Лучшие партии: Татьяна, Аида, Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Брунгильда ("Валькирия"). Партнеры: Г. Бакланов, Ф. Шаляпин и др. Пела п/у Н. Малько, С. Самосуда, О. Фрида.

В 1920 возобновила конц. деят-сть в Москве, Петрограде, где была одной из первых и постоянных участниц концертов Общества камерной музыки и Ассоциации современной музыки, выступала также в симф. концертах п/у А. Глазунова, С. Самосуда, О. Фрида, В. Дранишникова, О. Клемперера, А. Онеггера. Последний концерт состоялся в 1937 в Малом зале Моск. конс. Камерный репертуар отличался разнообразием: произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, И. С. Баха (сольная партия в кантате № 80), Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа (сольная партия в симф. поэме "Ce qu'on entend, sur la montagne" — "Что слышно на горе", 1910; в ансамбле с Н. Акцери, Н. Кедровым, М. Чупрынниковым), И. Брамса, К. Дебюсси, М. Равеля, Н. Метнера, С Прокофьева, И. Стравинского, Н. Мясковского, М. Гнесина, В. Шербачева (1-я исп. романсов последнего на стихи А. Блока). В концертах выступала в ансамблях с пианистами Б. Абрамовичем, М. Бихтером, К. Игумновым, И. Миклашевской, М. Юдиной.

Талант певицы высоко ценил А. Глазунов.

В 1914—29 преподавала в Петрогр. конс. (с 1918 проф.; в 1922—28 возглавляла вокальный отдел, а также рук. оперной студией), е 1930 — в Моск. конс. (проф. сольного и камерного пения; в 1932 — 34, 1936 — 41, 1943—45 декан вокального ф-та; в 1944—45 науч. рук. аспирантуры по сольному пению; в 1933—34 зав., в 1944 — 45 худож. рук. Оперной студией, где поставила в 1939 "Виндзорские кумушки").

С 1930 преподавала камерное пение в Муз. уч-ще им. Гнесиных. В 1925 как педагог была командирована в Париж и Лондон. Ученики: А. Григорьева, Н. Дорлиак, П. Киричек, Е. Кругликова, О. Леонтьева, Л. Мельникова, В. Рамм, Т. Талахадзе, Т. Утропика, С. Хромченко. Е. Шумилова, А. Эпова, Т. Янко, И. Яунзем.

Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1944).

Соч.: Как преподавать пение? // Жизнь искусства. 1925. № 3. С. 12; Вокально-художественное воспитание певца // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. — М.; Л., 1941.

Лит.: А. М. Концерт К. Н. Дорлиак // Сов. музыка. 1935. № 2. С. 89: Яунзем И.. Хромченко С. Юбилей К. Н. Дорлиак Сов. искусство. 1940. № 14. С. 4; Артемьева Е. Памяти К. Н. Дорлиак. // Сов. музыкант. 1950. № 8; Ее же. В классе К. Н. Дорлиак: Обобщение вокально-педагогического процесса. — М., 1969; Янко Т. Ксения Николаевна Дорлиак // Воспоминания о московской консерватории. — М., 1966. С. 402—405; Ее же. Незабываемые годы // Сов. музыка. 1983. № 9. С. 68—71; Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. — Л., 1967. С. 367; Юдина М. В. Немного о людях Ленинграда // Мария Вениаминовна Юдина: Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1978. С. 209—227; Рулина О. Признательность педагогу и человеку // Сов. музыкант. 1982. № 3.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дорлиак ксения николаевна
Значение слова дорлиак ксения николаевна
Что означает дорлиак ксения николаевна
Толкование слова дорлиак ксения николаевна
Определение термина дорлиак ксения николаевна
dorliak kseniya nikolaevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):