Большая биографическая энциклопедия - дьячкова нэлли николаевна
Дьячкова нэлли николаевна
(р. 21.12.1932) — спец. по соц. филос., истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Благовещенске-на-Амуре. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1956), асп. Киевского ун-та (1963). С 1957 по 1992 преподавала филос. в Львовском политехн. ин-те — асс., ст. преп., доц., проф.; с 1970 по 1992 — зав. кафедрой филос. этого ин-та. С 1992 по 1995 — проф. каф. соц. дисциплин Львовского ин-та физ. культуры. С 1995 по наст. вр. работает на каф. соц.-полит. и правовых учений Моск. гос. открытого ун-та (МГОУ). Докт. дисс. — "Научно-техническая революция и гуманизм" (1973). В работах Д. рассматриваются содержание, особенности, сущность НТР, уточняется механизм и характер взаимодействия НТР и гума-нит. культуры: определяются формы взаимодействия НТР и дух. мира личности; подчеркивается противоречивость гуманистического потенциала науки и техники и нередко антигуманистического проявления их функционирования в жизни об-ва и личности. На основании этого анализа Д. развивает идеи: 1) о необходимости переосмысления самого понятия НТП в соответствии с его совр. радикальной формой — НТР; 2) вопреки распространенному в 70-х г. XX в. взгляду о противоречии и даже о враждебности науч.-техн. и гуманит. культур, утверждает мысль об их взаимосвязи, взаимовлиянии как условии гуманизации совр. цивилизации; 3) ею обосновывается мысль о том, что гуманизация связана с преодолением технократизма, к-рый предстает не только как технократизм мышления, но и как глоб. цивилизац. феномен, как космопла-нетарный технократизм; в этом отношении гуманизация — это не только рост востребованности сложившегося гуманит. знания, но и перестройка всей системы знания с позиций усиления человековедческой компоненты, взаимопроникновение фундам. естественно-науч. и гуманит. знаний; 4) выдвигается положение о преодолении конфликтного столкновения человеч. бытия как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу через развитие морально-этич. регуляции совр. об-ва, формирование экол. сознания и возрастание чувства ответственности; 5) развивается идея о сохранении и развитии человеч. личности как биосоц. структуры в условиях нарастающих процессов отчуждения и в то же время об опережающем развитии качества человека, качества обществ. интеллекта как механизма преодоления технократизма. В связи с этим Д. подчеркивает необходимость усвоения отеч. традиции филос. хозяйствования, развития правовой культуры для решения задач гуманизации техногенной цивилизации.
Соч.: Научно-техническая революция и гуманизм. Львов, 1972 (на укр. яз.); Проблемы развития философской мысли на Украине в работах Д. Чижевского. [В соавт.]. Львов, 1992 (на укр. яз.); Научно-технический прогресс: Философский и социол. словарь. Киев, 1992 (на укр. яз.); Русская религиозная философия хозяйства как специфическое направление отечественной мысли // Проблемы религиозного осмысления феномена хозяйства в филос. С.Н.Булгакова. [В соавт.]. Калининград, 1998; Философия права. [В соавт.]. М., 1998; Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. [В соавт.]. Калининград, 2000; Диалектика веры и разума в философии Вл.Соловьева. [В соавт.] // Социум: Науч. труды Моск. академии экономики и права. Вып.4. М., 2000.
Большая биографическая энциклопедия
2009