Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - дютш оттон иванович

Дютш оттон иванович

— композитор, родился в Копенгагене, умер во Франкфурте-на-Майне в начале 1863 года. Отец Д. был учителем музыки и пения в Копенгагене и готовил сына к духовному званию. Еще в детстве Д. обнаружил страстную любовь и необыкновенные способности к музыке, но его отец долго не решался расстаться с мечтою видеть своего сына священником. Наконец он уступил просьбам сына, горячо хотевшего всецело посвятить себя музыке, и на семнадцатом году от рождения молодой Д. отправился в Лейпциг, где поступил в консерваторию и стал обучаться музыке под руководством известного в то время профессора Шнейдера; впоследствии, разойдясь с Шнейдером, он продолжал свое музыкальное образование под руководством знаменитого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. Получив несколько медалей лейпцигской консерватории и премии разных обществ за пьесы, со значительным успехом исполнявшиеся в концертах в Лейпциге и Копенгагене (главным образом на духовные тексты), Д. в 1847 году предпринял путешествие во Францию и Италию, намереваясь объехать все главные города Западной Европы и всюду давать концерты. Но ему не удалось осуществить этого плана, и в 1848 году он приехал в Петербург. Здесь он был радушно встречен музыкальным кружком М. И. Глинки, с которым до самой его смерти сохранял самые дружеские отношения. В то же время он и здесь должен был разочароваться в своих мечтах об известности и свободной, самостоятельной деятельности: тяжелое материальное положение отдало его в руки бездарных эксплуататоров, заказывавших ему разного рода произведения для фортепьяно и оркестра и выставлявших под ними свое имя. Вскоре однако Д., покровительствуемый князем А. И. Барятинским, уехал на Кавказ в качестве капельмейстера Кабардинского полка. На Кавказе Д. пробыл около полутора года и за это время из музыкантов полка, в котором он служил, он составил лучший во всем крае не только духовой, но и скрипичный оркестр; кроме того, в этот же период он устроил оркестры в некоторых других полках. В Петербурге, куда возвратился Д., недостаток средств заставил его взяться за дирижирование оркестрами в общественных садах. Хотя он с большим неудовольствием взялся зa это дело, однако оно принесло ему пользу, так как дало ему возможность обнаружить перед публикой свой талант в качестве капельмейстера и в то же время обратило на него внимание дирекции Императорских театров, которая вскоре поручила ему несколько работ, в коих ему впервые пришлось писать музыку на русские тексты. В 1852 году Д. был принят дирекцией Императорских театров на службу в звании капельмейстера, причем главною его обязанностью было репетирование хоров и игра на органе во время представлений итальянской оперы. В 1860 году была поставлена на русской сцене его опера "Кроатка или соперницы", на текст Н. И. Куликова. Опера шла на сцене семь раз с посредственным успехом и, несмотря на свои несомненные достоинства, на следующие сезоны возобновлена не была. Однако, имя Д., как музыкального деятеля, было вполне упрочено. В 1862 году Д. отправился на родину для постановки "Кроатки", уже переведенной нa немецкий язык, на сцене Копенгагенского королевского театра. По непредвиденным обстоятельствам постановка оперы была отложена, и Д., обласканный датским королем Христианом VІІ и награжденный им орденом Данеброга, возвратился в Петербург. Сюда его призывали занятия в театре в качестве репетитора хоров и в консерватории, пригласившей его к себе в 1862 году профессором элементарной теории музыки и сольфеджио. Между тем здоровье Д., уже и без того значительно надломленное, окончательно расстроилось. В 1863 году он поехал для лечения в Германию и вскоре же умер во Франкфурте-на-Майне вследствие хронического поражения легких. Кроме упомянутой оперы "Кроатка", являющейся лучшим произведением Д, ему принадлежат: 28 пьес для фортепьяно в две руки; этюды для фортепьяно (ор. 12); 9 русских и 42 немецких романса; песни для смешанных голосов à capella (op. 18); песни для мужских голосов (op. 19); "113-й псалом" для хора и оркестра; марш для военного оркестра: "Вперед, ребята!"; alleqro de concert для двух фортепьяно с оркестром; вальс для фортепьяно с оркестром; соната для фортепьяно и виолончели С-mоll; два романса для скрипки и фортепьяно; оперетта "Узкие башмаки" (пер. П. С. Федорова); оперетта "Im Dorfe" с немецким текстом; 30 пьес для танцев; музыка к драмам Кукольника — "Денщик", Родиславского — "Расставанье" и Сухонина — "Русская свадьба" и "Деньги". Часть этих произведений издана в разное время в России и за границей, а часть находится в рукописях. Все музыкальные сочинения Д. обнаруживают его несомненный талант и много вкуса, отличаются художественней оркестровкой и гармонизацией и свидетельствуют о безукоризненном знании им контрапункта; но в то же время в них нередко замечается искусственность мелодии, отсутствие оригинальности и новизны форм, встречаются места с отпечатком влияния Мендельсона-Бартольди, Мейербера и рапсодий Фр. Листа.

"Оттон Иванович Дютш", статья М. С. ("Музыкальный Листок" 1874 г., № 2). — П. Д. Перепелицын: "История музыки в России с древнейших времен до наших дней", 1888 г. — Записки Василия Антоновича Инсарского ("Русская Старина" 1894 г., кн. 12-я). — "Якорь" 1863 г., № 6 (некролог).

Вл. Греков.

{Половцов}



Дютш, Оттон Иванович

— композитор, родом из Копенгагена. Окончив консерваторию в Лейпциге, Д. приехал в Россию; был военным капельмейстером, потом дирижировал оркестрами в садах. В 1852 г. назначен органистом и репетитором хоров при императорских театрах. В 1862 г. приглашен профессором элементарной теории и сольфеджио в спб. консерваторию. Умер за границей. Главное его сочинение — опера "Кроатка, или Соперницы", поставленная в СПб. в 1860 г. Д. написал много немецких романсов, 9 русских, более 20 фopтепианныx пьес, концертное allegro с оркестром, виолончельную сонату, две оперетки: "Узкие башмаки" и "Im Dorfe", и музыку к драмам Кукольника "Денщик", Рославского — "Расставанье", Сухонина — "Русская свадьба" и "Деньги". Его сын, Георгий Оттонович (1860—1892), заведовал оркестровым классом в спб. консерватории и переложил на фортепиано оперы А. Н. Серова: "Юдифь" и "Вражья сила".

М. П.

{Брокгауз}



Дютш, Оттон Иванович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дютш оттон иванович
Значение слова дютш оттон иванович
Что означает дютш оттон иванович
Толкование слова дютш оттон иванович
Определение термина дютш оттон иванович
dyutsh otton ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):