Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - егидес петр маркович

Егидес петр маркович

(Абовин-Егидес; 15.09.1917—13.05.1997) — спец. по соц. филос. и этике; канд. филос. наук, доц. Род. в Киеве. Воспитывался в детдоме. Окончил МИФЛИ в 1941 (учился на двух ф-тах: филос. и ист.). Участник Великой Отеч. войны. В 1941 ушел на фронт в составе 1-го Моск. добровольческого отряда. Будучи раненным, в бессознательном состоянии попал в плен, через 2 недели бежал, вернулся в свою часть, но был арестован. В 1942—1948 был заключенным в сталинских лагерях. В конце 1948 реабилитирован. В 1949—1953 работал преп. в педучилище. После Сентябрьского пленума ЦК КПСС Е. с женой были предс.-добровольцами двух колхозов (до 1959). (Как вспоминает об этом времени Е., "хотел построить подлинный социализм в отдельно взятом колхозе".) Затем, защитив дисс. на тему "Проблема смысла жизни", работал доц. на кафедрах филос. в вузах Иркутска, Брянска, Ростова-на-Дону (в Ростовском гос. ун-те). В 1970 арестован за написание работ "Единственный выход" и "Основное противоречие социализма", в к-рых доказывал, что в нашей стране социализм не был построен, что социализм и демократия в их подлинности невозможны друг без друга (обе эти работы были "арестованы" и находятся, по словам Е., в архивах КГБ). Е. осудил вторжение войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в 1968. Его судили и поместили в психиатрическую больницу. После освобождения (в конце 1972) к работе по филос. спец. не допускали. Был безработным, затем устроился в ИПК бытового обслуживания, где преподавал теорию дизайна. В 1978 по инициативе Е. был создан диссидентский ж. "Поиски", ред. к-рого он и являлся (за что был уволен из ИПК). В 1980 КГБ, пишет Е., "принудил меня эмигрировать". Во Франции Е. продолжал свои филос. изыскания, выпуская "Поиски". Был президентом Объединенного комитета спасения Сахарова. В эмиграции уделял огромное внимание защите прав человека в СССР. В 1990 Е. восстановили в сов. гражданстве. Гл. филос. проблема, к-рой он занимался в 50—60-е — проблема смысла жизни. Поел. 20 лет концентрировал внимание на проблеме личности в обл. соц. филос. Занимался вопросами оптимального соц. устройства, его логико-этич. аспектами, проблемой сущности и реализации самоуправления. В обл. этики Е. стремится доказать, что осн. вопрос ее как филос. науки — это вопрос о смысле жизни, считая его третьей стороной осн. вопроса филос., поскольку он раскрывает отношение нравств. сознания к самому отношению между человеком и окружащим миром. Согласно Е., смысл жизни имеет космич. значение. Свою концепцию соц. филос. называет "панперсонализмом", показывая, что личность как социол. категория — это не просто психол. особенности каждого человеч. инду-видуума (тогда эта категория не несла бы никакой специфической смысловой нагрузки по сравнению с категорией "индивидуальности"). Личность, по Е.,— это особое отношение между человеком и об-вом, возникшее на определ. уровне развития последнего. Личность есть мера простора (экон., полит., бытового, дух.) между человеком и об-вом, мера автономии человека, что объективно необходимо и достаточно для развертывания его потенций. Отсюда делается вывод, что человек является личностью лишь в той мере (в той сфере), в какой он имеет реальную возможность решать (и решающего голоса). Поэтому, считает Е., в тоталитарном об-ве "рядовой" человек не является личностью ни в полит., ни в экон. сферах, ибо он в них ничего не решает; в капиталистическом же об-ве человек — лишь фрагментарная личность, ибо имеет право только полит. голоса, но ничего не решает в экон. сфере, там он — только наемный работник, отчужденный от управления производством; полною же личностью человек м.б. только в об-ве всестороннего самоуправления, т. е. в об-ве подлинного социализма. Такое об-во — об-во панперсоналистическое, где каждый человек является личностью во всех сферах соц. бытия. Е. считал, что самоуправляющееся об-во, т. е. ассоциации самоуправляющихся индивидов, будут возникать оазисно, в разных странах, на разных континентах и станут, накапливая позитивный опыт, ис-пробуя разнообразные формы организации свободного труда и справедливого распределения прибыли, создавать оазисы подлинного, а не мнимого социализма. Е. выводит закон оазисного развития социализма, устраняя необходимость насилия для его возникновения и развития. Идея оазисного развития социализма подводит его к мысли об этич. критерии социализма как необходимом дополнении к критерию экон. Посл. годы жизни Е. вновь активно участвовал в полит. жизни страны. В 1995 вместе со Святославом Федоровым он становится инициатором создания Партии самоуправления трудящихся. В новой партии Е. возглавлял идеол. работу, теоретически разрабатывая идеи самоуправления как третьего, подлинно социалистического пути развития нашей страны.

Соч.: Проблема смысла жизни в марксистской этике // ВФ. 1963. № 8; Смысл жизни, в чем он? М., 1963; О смысле жизни. М., 1964; Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967; Личность как социологическая категория // Личность при социализме. М., 1968; 25 лет без Сталина по сталинскому пути // Поиски. 1978. № 1; Принципы социализма. [В соавт.] // Там же. 1980. № 2; Паралогизмы полицейской психиатрии // Там же. 1982. № 4; Пан-персонализм как философия самоуправления // Там же. 1983. № 5—6; Философ в колхозе (фрагменты книги) // Континент. Париж, 1984. № 2; Трагедия великого гуманиста (Книга о социовоззрении Сахарова и борьбе за его освобождение). Париж, 1985; И моя вина. (Меморандум). Париж, 1987; Реабилитация социализма. Париж, 1989; Социализм это полнота личности // Общественные науки. 1989. № 5; Сквозь ад (В поисках третьего пути). М., 1991; Хождение великой идеи по мукам // Перспективы. 1991. № 4; Парадокс современной эпохи: от утопизма Карла Маркса к реализму Роберта Оуэна // Utopie critique. Париж, 1993. № 1; Как каждому стать богатым // Поиски. Париж, 1994; Самый нормальный человек в России. М., 1996; Судьба России в наших руках. М., 1997; Смута в головах народа // Альтернатива. 1997. № 4; Философ в колхозе. Париж-Марсель-Москва, 1998; Наш звездный час. М., 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое егидес петр маркович
Значение слова егидес петр маркович
Что означает егидес петр маркович
Толкование слова егидес петр маркович
Определение термина егидес петр маркович
egides petr markovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):