Большая биографическая энциклопедия - экономос константин
Экономос константин
(Экономид) — родился в торговом местечке Фессалии, носящем славянское название Царицана, 27 августа 1780 г. Родители его, священник Кириак и Анфия, воспитали его в духе христианского благочестия и греческой народности. Уже с малых лет сын обнаружил выдающиеся способности. До двенадцатилетнего возраста мальчик настолько хорошо владел эллинским языком, что писал подражания Гомеру, тем же размером, гекзаметром. Двенадцати лет от роду Константин был назначен анагностом, т. е. чтецом, в Царицанской церкви, причем произнес с амвона слово собственного сочинения. На 21-м году жизни, будучи уже женат, Э. был посвящен сначала в диаконы, а потом в пресвитеры. По смерти отца он получил его должность — церковного эконома, а на 25 году сан иерокирика по всей Элассонской епархии, где находится его родина Царицана. Э. обходил с проповедью почти все города и села Фессалии и отчасти Македонии. Во время своих странствований он делал часто надписи патриотического и религиозного характера на стенах церквей, на мостах, на надгробных памятниках и т. п. Эти надписи, по всей вероятности, в некоторых местах сохранились и до настоящего времени. В 1806 г., когда вспыхнуло в Фессалии восстание, главным руководителем которого был Евфимий Влахава, то до Али-паши дошли слухи, что Э. также принимает участие в этом восстании. Тотчас же Э. без всякого следствия был схвачен и посажен в тюрьму в Янине, столице Али. В тюрьме он пробыл недолго, так как нашлось лицо, которое внесло за него 50000 пиастров, и Э. был освобожден. Но вскоре ему опять стала угрожать Янинская тюрьма. На этот раз сам секретарь Али-паши, грек Манфо, спасший от беды много своих собратьев, известил Э. об опасности. Тогда-то патриарх Константинопольский Григорий V, чтобы избавить Э. от дальнейших преследований Али-паши, перевел Э. в Фессалоники, назначив экзархом и наместником тогдашнего митрополита Фессалоникийского Герасима, жившего в Константинополе. О пребывании Э. в Фессалониках сохранилось очень мало сведений. К концу 1808 г. жители Смирны, которым известны были успехи преподавания Э. в Царицанском училище, пригласили его и еще одного учителя, Куму, в свой город для основания там училища, приобретшего впоследствии громкую известность. Об Э. как учителе сохранились сведения в воспоминаниях одного из его учеников, К. Сивини, издавшего в Триесте небольшой очерк жизни своего учителя под заглавием: Υπόμνημα αύτоσχέδιоν περί τоΰ αίδεσιμωτάτоυ πρεσβυτέρоυ καί оίκоνόμоυ Кωνσταντίνоυ τоΰ έξ Оίκоνόμων ύπό К. Σιβίνη. Έν Тεργέτη, 1857 г. В 1819 г. Э. был приглашен в Константинополь, где получил титул "великого проповедника". Тут он составил руководство для проповедников, но эта рукопись, вместе со многими другими его рукописями, пропала во время событий 1821 г., когда и сам Э. едва не погиб и спасся только благодаря отъезду в Одессу. Вслед за его приездом в Одессу было доставлено тело замученного в Турции патриарха Григория V; Э. произнес над его гробом одну из лучших и воодушевленнейших проповедей. Греческим выходцам, удалившимся в Одессу, он был истинным утешителем и помощником. Отсюда известность Э. достигла до Петербурга, куда он и был вызван по повелению императора Александра I. Э. решил ходатайствовать за свое несчастное отечество. И он не обманулся в своих надеждах: еще во время его пребывания в России последовал Адрианопольский мир и совершилось восстановление самобытного Греческого королевства императором Николаем Павловичем. Всю жизнь Э. питал за это благодеяние глубокую признательность и преданность к России и ее монарху.
В бытность свою в Петербурге Э. не оставлял и ученой своей деятельности. Так, за это время им было издано два сочинения, имевшие сильное влияние на просвещение его соотечественников, а именно "Риторика по Аристотелю", напечатанная в 1813 г. в Вене, и "Поэтическая Грамматика", напечатанная там же в 1817 г. В 1825 г., по особому Высочайшему повелению, написал он обширное сочинение "О ближайшем сродстве славяно-российского языка с эллинским", которое было напечатано Императорской Российской Академией в подлиннике с переводом на русский язык (СПб., 1828 г.). К этому же времени относится и еще одно его сочинение о греческом произношении, отвергавшее правило Эразма.
Прожив в России с лишком десять лет, Э. отправился в Германию (1831 г.), где жило его семейство и получали образование его дети. В бытность Э. в Берлине он получил от короля ордена, а Академия Наук избрала его в число своих членов. Через Италию, где Э. нашел самый почетный прием у самого папы Григория XVI, возвратился он (в 1834 г.) в Грецию. Здесь ему устроили торжественную встречу как одному из первых поборников независимости своего отечества. Хотя Э. и отказался от должности профессора, тем не менее его деятельность не прекращалась. Он был светочем всей православной церкви, к нему обращались за советами в каждом более или менее важном деле, и ни одно решение как в Иерусалиме, так и в Константинополе не принималось без его согласия и влияния. В Афинах собирались вокруг него любознательные юноши и ученые мужи; дом его стал академией. И в то же самое время он не оставлял и ученой своей деятельности; в этот период им было написано несколько сочинений, как, например, "О трех степенях священства", "Возражение против распространения библии на новогреческом языке" и обширное, в четырех томах, "Творение о семидесяти толковниках". Оба последних сочинения имеют целью доказать греческому народу то преимущество, что он один может читать древний первобытный текст священного писания.
Скончался Э. в марте 1857 г. Высокое уважение, которым он пользовался в Греции, всего живее выразилось при известии о его смерти. Когда в Афинах узнали о его кончине, то весь город облекся в траур. В день его погребения все судебные места были закрыты; газеты вышли с траурными рамками. Король незадолго до его смерти пожаловал ему, бывшему уже на смертном одре, большой крест ордена Спасителя. Похороны его состоялись с большой пышностью в присутствии почти всего населения города.
"Живописная Русская Библиотека", 1868 г., № 3. — "Странник", 1860 г., т. III, стр. 1—23. — "Северная Пчела", 1857 г., № 87. — "Христианское Чтение", 1867 г., март, стр. 52—66.
Н. Стр.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия
2009