Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - энгельмейер петр климентьевич

Энгельмейер петр климентьевич

[29.03(10.04).1855 — 1942] — инж., механик, историк и популяризатор техники, занимавшийся также проблемами филос. техники и теории творч. Род. в Рязани; из потомственных дворян. Окончил Императ. Моск. техн. училище. Его осн. публикации приходятся на конец XIX — первую четверть XX в. Автор первого в России систематического иссл. по филос. техники. Собственное воззрение Э. называл техницизмом, полагая его основой "взгляд на человека как на существо техн., т. е. такое, к-рое не только хочет, но и может достигать цели, осуществлять идеалы, целесообразно воздействуя на окружающее" (Философия техники. Вып.3. Наша жизнь. С.6—7). Техницизм, по Э., не покушается на все многообразие явлений и сфер человеч. культуры, "не делает из фабрики храма", "не ставит машину выше статуи", не отвергает чистой науки и чистого искусства. Техницизм является обоснованием всякого мировоззрения, к-рое не удаляется от жизни. Э. разработал общую концепцию творч. ("эврилогию"), охватывающую творч. в разл. сферах: в искусстве, науке, технике, обыденной жизни, религии. Человек, считал Э., "начинает творить с первым пробуждением сознания и кончает вместе с последним вздохом" ("Теория творчества". С.6). Самыми типичными чертами человеч. творч. являются, по Э., искусственность, целесообразность, неожиданность и цельность. Основополагающим в эврилогии является понятие "трехакта". "Самая общая формула трехакта,— пишет Э.,— следующая: человеческое творчество есть совокупная функция трех деятелей: желания, знания и умения. Функцию желания (интуиции) мы называем первым актом, функцию знания (рассуждения) — вторым актом, функцию умения (рутины) — третьим актом. Благодаря этим трем деятелям создался тот микрокосмос, к-рым человек себя окружил, как второй (искусственной) природой и который называется культурой (цивилизацией)" (Там же. С. 116). Интуиция связывается с "откровением", "наитием", необходимым для решения новой задачи; знание — с проверкой замысла на основании того, что есть и что возможно; умение — с фактическим выполнением произведения. Эта универсальная схема, применяемая Э. к разным видам творч., основывается прежде всего на осмыслении творч. техн., к-рому Э. уделяет наибольшее внимание. Характеризуя место эврилогии Э. в отеч. и заруб. иссл. творч., Д.Н.Ов-сянико-Куликовский писал в предисловии к указ. кн.: "Существует русская школа в науке о творч., основанная Потебней и Веселовским. Т.зр. и выводы этой школы получили подтверждение со стороны идей Э.Маха в их применении к данным вопросам. Теперь в кн. г. Энгельмейера, последователя идей Маха, мы находим, так сказать, "встречное" течение, исходящее из изучения природы технического творчества" (Там же. С.1). Э.Мах в предисловии к сокращенному нем. переводу той же кн., утверждая, что "автор встречает в пишущем эти строки одного из благодарнейших своих читателей", подчеркивает сходство своих взглядов и взглядов Э.,— напр., в том, что оба видят разницу между открытием и изобретением только в цели (Там же. С.4). Характеризуя связь филос. изысканий Э. с его организаторской и пед. деятельностью, Ю.С.Воронков отмечает (О восприятии техники в России на рубеже XIX—XX веков // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 3), что Э. пропагандировал собственный подход к оценке техники, "широко используя для этого спец. изд., возможности рус. техн. об-ва (РТО), об-ва содействия успехам опытных наук и их практич. применений им. Х.СЛеденцова. Он настойчиво пытался распространить свое понимание техники на систему подготовки техн. кадров, вплоть до 20-х гг. старался показать вред узкопрофессиональной подготовки инж. Э. впервые в стране начал читать систематический курс истории и филос. техники".

Соч.: Экономическое значение современной техники. Точка зрения для оценки успехов техники. М., 1887; Изобретения и привилегии. Руководство для изобретателей со вступительным письмом гр. Л.П.Толстого. М., 1897; Теория познания Эрнста Маха // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн38; Технический итог XIX столетия. М., 1898; Теория творчества. СПб., 1910; Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб., 1911; Философия техники. Вып.1—4. М., 1912—1913; Как надо и как не надо изобретать. Конспект лекций с диапозитивами. М.,

1925.

И.Ю.Алексеева

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое энгельмейер петр климентьевич
Значение слова энгельмейер петр климентьевич
Что означает энгельмейер петр климентьевич
Толкование слова энгельмейер петр климентьевич
Определение термина энгельмейер петр климентьевич
engelmeyer petr klimentevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):