Большая биографическая энциклопедия - ермичев александр александрович
Ермичев александр александрович
(р. 14.09.1936) — спец. по истории рус. филос.; канд. филос. наук, доц. Род. в д.Новая Моск. обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1959), заочн. асп. там же (1968). Работал в Ленингр. ин-те водного транспорта (1960—1976), затем — на филос. ф-те ЛГУ, в наст. вр,— доц. кафедры истории рус. филос. этого ун-та. Канд. дисс. — "Критический анализ иррационалистической философии Н.А.Бердяева" (1970). Е. является сост. и автором вступительных статей и примечаний антологий: "Русская философия. Конец XIX — начало XX века" (СПб., 1993. Совм. с Б.В.Емельяновым); "Н.А.Бердяев: pro et contra" (СПб., 1994), "П.Я.Чаадаев: pro et contra. П.Я.Чаадаев в истории русской мысли" (СПб., 1998. Совм. с А.А.Златопольской), сб.: НАБердяев. Самопознание. Л., 1991; А.И.Введенский. Статьи по философии. СПб., 1996 (совм. с С.А.Ненашевой); С.Л.Франк. "Русское мировоззрение". СПб., 1996; Ф.А.Степун. "Чаемая Россия" (СПб., 1998); "Портреты и зарисовки" (СПб, 1998), Б.В.Яковенко. "Мощь философии" (СПб., 1998. Совм. с С.А.Ненашевой). Ему принадлежит ряд статей об отдельных представителях рус. филос. (А.И.Введенский, Н.А.Бердяев, Н.П.Полторацкий и др.) в филос. периодике и разл. справочных изд. Е. рассматривает развитие рус. филос. XIX — нач. XX вв. как процесс постепенного увеличения в ней удельного веса "европейского" теор. содержания (Главная особенность русской истории философии // Вече. Альманах русской философии и культуры. 1996. № 6; Историко-философский процесс в России как реальное основание сближения парадигм русской и европейской философии // Русская и европейская философия: пути схождения. Колл. монография. СПб., 1997). Время рус. дух. ренессанса, к-рый оценивается как социокультурное явление, равное по статусу славянофильству, народничеству и т.п. (П.Б.Струве и русский духовный ренессанс // Вече. Альманах рус. философии и культуры. 1995. № 3), для филос. характеризуется, с одной стороны, противостоянием и взаимопроникновением мотивов критицизма и религ. онтологизма и, с др. стороны, отторжением всего комплекса филос.-соц. и культурных идей ренессанса от маркс.-позитивистского и материалистич. мировоззрения (Основные мотивы русской мысли конца XIX— начала XX в. // Русская философия. Конец XIX — начало XX в. Антология. СПб., 1993; О самоопределении философии русского духовного ренессанса // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.3. 1993; Реализм марксиствующе-го позитивизма // Философия реализма. Из истории русской мысли. СПб., 1997).
Соч.: Трансцендентализм "Логоса" и его место в русском идеализме начала XX века // В. ЛГУ. Сер.6. Вып.3. 1986; "Проблемы идеализма" и "Очерки реалистического мировоззрения" — полемика о социальном идеале // Философия и освободительное движение в России. Л., 1989; К достоинствам взгляда со стороны // ВФ. 1995. № 2; П.В.Струве и русский духовный ренессанс // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб. Вып.3. 1995; О мнимой ошибке русской философии // Там же. Вып.4; Главная особенность русской истории философии // Там же. Вып.6. 1996; Русская философия и общественная мысль в журнале "Современные записки" // Там же. Вып.8. 1997; Русская философия и общественная мысль на страницах русских эмигрантских журналов // Там же. Вып.9. 1997; Возвращение к метафизике. Эпизод из истории русской мысли последней трети XIX века // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.1; По ту сторону западничества и славянофильства. Об основной тенденции русской мысли // Первый Российский филос. конгресс. Философская мысль в России: традиция и современность. Т.2. СПб., 1997.
Большая биографическая энциклопедия
2009