Большая биографическая энциклопедия - ершов иван васильевич
Ершов иван васильевич
— русский оперный певец. Род. в 1868 г.; окончил курс в СПб. консерватории. В 1894—1895 г. пел в Харькове, с 1895 г. поет на сцене СПб. Мариинского театра.
{Брокгауз}
Ершов, Иван Васильевич
— род. в 1868 в Области войска донского; в 1893 окончил курс СПб. консерватории по классу пения (ученик Габеля, тенор), после чего учился у Росси в Италии, где и дебютировал. В 1894—95 пел в Харькове; с 1895 с успехом поет на СПб. Мариинской сцене (дебютировал в "Фаусте"), преимущественно в драматических партиях; выделился между прочим, в ролях вагнеровского репертуара (Тристан, Зигмунд и Зигфрид), благодаря чему получил приглашение петь за границей (Париж, 1902).
(В.).
{Риман}
Ершов, Иван Васильевич
[8(20).11.1867, хутор Малый Несветай, Обл. Войска Донского, ныне пос. Алексеевка Ростов. обл.] —21 (в нек-рых источ. 28). 11.1943, Ташкент (в 1956 его прах был перевезен в Ленинград) — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Муж С. Акимовой. Мать Е. была вынуждена отдать незаконнорожденного ребенка в бедную крестьянскую семью. С пяти лет жил с матерью. Обучался в приходском уч-ще в Новочеркасске, где пел в ученическом хоре. В 1884—88 учился в Елецком ж-д. уч-ще и получил диплом пом. машиниста. В период учебы пел в церковном хоре, в любительских концертах исп. нар. песни. Ярким талантом привлек внимание певца Ю. Закржевского, пианистки, проф. Петерб. конс. Н. Панш и скрипача Н. Стрекалова. С целью материальной помощи Е. был устроен благотворительный концерт. На средства, собранные с этого концерта, в 1888 он уехал в Москву, где поступил в конс. и три мес. занимался в кл. А. Успенского, затем (по настоянию А. Рубинштейна) был принят в Петерб. конс. (кл. С. Габеля). В 1891 был удостоен стипендии им. Н. Фигнера. В 1891 — 93 принимал участие в ученических спектаклях (кл. О. Палечека), в к-рых исп. партии Финна, Ленского, Паолино, Радамеса, Флорестана, Тамино, Феррандо ("Так поступают все"), Оттавио. В 1891 исп. сольную партию в Реквиеме В. А. Моцарта и в 1892 участвовал в концерте п/у Э. Направника. По окончании конс., в апр. 1893 неудачно дебютировал в партии Фауста на сцене петерб. Мариинского т-ра. В конце того же года на средства мецената К. Варгунина отправился в Милан. где четыре мес. совершенствовался в вокальном искусстве под рук. Ч. Росси. В янв. 1894 успешно дебютировал в партиях Канио и Хозе ("Кармен") в т-ре "Форкатти" (г. Реджио-Эмилия, Италия), весной того же года выступил в Турине (т-р "Альфиери"). В сезоне 1894/95 пел в Харькове (антр. Э. Эспозито), где исп. десять партий. После успешных дебютов (по инициативе Направника) в апр. 1895 в операх "Фауст" и "Ромео и Джульетта" (пел вместе с Ф. Шаляпиным) был принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого выступал 34 года (до 1929). Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1906, 1916) и Киеве (1909, где пел партии Садко и Гришки Кутерьмы). В 1901 выступал в Париже. Обладал мощным, подвижным, редким по тембру голосом широкого диапазона (свободно брал верхнее ре, легко справлялся с любой тесситурой), богатой тембровой палитрой, яркой сцен. внешностью; ему был свойствен поразительный дар перевоплощения. Горловой призвук голоса, к-рый в нач. оперной деят-сти Е. отмечался современниками как единственный недостаток певца, с годами сгладился. Муз. критики сравнивали Е. с Ф. Таманьо и Ж. Решке. Репертуар включал 55 разнообразных партий (лирич., драм., трагич., героич., характерные) , из к-рых 47 было создано на сцене Мариинского т-ра. Наиболее полно талант певца раскрылся в операх Н. Римского-Корсакова и Р. Вагнера. Первый выход певца на сцену в вагнеровском репертуаре в 1895 ("Тангейзер") открыл новые возможности исполнительской трактовки вагнеровских образов на рус. сцене. В 1910 и 1911 выступал в "Тристане и Изольде" и "Лоэнгрине" п/у дирижера Байрейтского оперного т-ра Ф. Мотля, назвавшего его одним из лучших интерпретаторов образа Тристана ("Тристан и Изольда"). По приглашению вдовы Вагнера и его сына Зигфрида приехал в Байрейт в качестве слушателя.
1-й исп. партий: Гришки Кутерьмы ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Вакулы ("Ночь перед Рождеством"), Фабия ("Песнь торжествующей любви" В. Гартевельда), Ореста ("Орестея"), Карла VII ("Сарацин"), Валерия ("Сервилия"), Персевальда Эраля ("Миранда"), Беппо ("Корделия", 2-я ред.), Хлопуши ("Орлиный бунт"); в Петербурге — Молодого цыгана ("Алеко" С. Рахманинова); в Мариинском т-ре — Гвидона ("Сказка о царе Салтане"), Михайло Тучи ("Псковитянка", 3-я ред.), Фераморса ("Фераморс"), Голицына ("Хованщина"), Флорестана ("Фиделио"), Самсона ("Самсон и Далила"), Зигфрида ("Зигфрид"); на рус. сцене — Нерона ("Нерон"), Молодого пастуха ("Суламифь"), Тристана ("Тристан и Изольда"), Зигмунда ("Валькирия"; А. Блок, слушавший певца в этой партии, написал стихотворение "Валькирия"), Зигфрида ("Гибель богов"). Логе ("Золото Рейна"), Далибора ("Далибор"); в СССР — Труффальдино ("Любовь к трем апельсинам"), Ирода ("Саломея"). Лучшие партии: Собинин (с 1896; свободно исп. арию "Братцы, в метель" из 4 д., обычно опускаемую из-за высокой тесситуры), Финн (с 1904; певец превзошел предшествующих исп. этой роли), Садко (один из первых исп. в Мариинском т-ре; по словам современников, насытил роль "конкретным национальным бытовым содержанием"), Гришка Кутерьма (исп. партии вошло в историю рус. оперного т-ра; А. Оссовский писал, что певец в этой роли, "трудной одинаково как с вокальной, так и с психологической стороны, оказался прямо удивительным художником, которому не может грозить ничье соперничество. Это уже не исполнение, а творчество"); Орест ("Орестея"), Иоанн Лейденский (одна из лучших и любимых самим певцом партий), Хозе ("Кармен"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди, исп. с 1901; в этой партии выступил в последний раз на оперной сцене в 1929), Мазаньелло, Самсон (в 1902 в Париже исп. сцену "Самсон в темнице" под аккомпанемент К. Сен-Санса, к-рый дал артисту высокую оценку), Тристан ("Тристан и Изольда"), Зигфрид ("Зигфрид"; в этой партии не знал соперников ни на рус., ни на зарубеж. сцене), Тангейзер (явился подлинным создателем этого образа на рус. сцене), Лоэнгрин, Фауст ("Осуждение Фауста"; конц. исп.). Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич, Владимир Дубровский, Кашей, Берендей, Руальд, Андрей Морозов, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского); Дон Оттавио, Макс ("Вольный стрелок"), Артур ("Пуритане"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст ("Мефистофель"), Эрнани, Гофман; Петух ("Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана"). Партнеры: С. Акимова, А. Антоновский, А. Круглов, В. Куза, Ф. Литвин, М. Михайлова, Е. Мравина, М. Славина, Ф. Стравинский, М. Черкасская, Ф. Шаляпин. Пел п/у Л. Ауэра, Ф. Блуменфельда, А. Зилоти, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника, Д. Похитонова, В. Сука, Ф. Штидри, Э. Эспозито.