Большая биографическая энциклопедия - евсевий орлинский
Евсевий орлинский
(Евфимий Поликарпович) — архиепископ Могилевский и Мстиславский.
Родился в 1808 году в селе Черный Верх Белевского уезда Тульской губернии в семье диакона.
Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии.
В 1828 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1832 году со степенью магистра.
29 мая 1832 года пострижен в монашество; 1 июля рукоположен во иеродиакона, а 3 июля — во иеромонаха и 29 августа того же года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии.
С 25 ноября 1834 года — инспектор Московской духовной семинарии.
С 21 ноября 1838 года — инспектор и бакалавр Московской духовной академии; 15 октября того же года возведен в сан архимандрита.
17 ноября 1841 года назначен ректором Московской духовной академии.
9 апреля 1842 года определен настоятелем Московского Богоявленского монастыря.
31 августа 1845 года перемещен в Высокопетровский монастырь.
9 марта 1847 года хиротонисан во епископа Винницкого с назначением настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря и ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
10 декабря 1850 года перемещен на Самарскую кафедру.
С 3 ноября 1856 года — епископ Иркутский и Нерченский.
В марте 1858 года возведен в сан архиепископа.
С 29 августа 1860 года — архиепископ Могилевский и Витебский.
До 1876 года состоял почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.
16 апреля 1878 года избран в члены Святейшего Синода.
6 октября 1882 года уволен на покой с оставлением в звании члена Святейшего Синода.
Скончался 21 февраля 1883 года. Погребен в Могилевском Спасском монастыре.
Архиепископ Евсевий был мужем учительным, неустанно проповедовавшим слово Божие.
Очень важно, что он учитывал нужды своей разнородной паствы, и там, где требовалась национальная речь для понимания слова Божия, не боялся совершать богослужения на национальном языке, как это он сделал в одной из церквей Могилевской епархии, где находилось много переселенцев-латышей. Паства очень любила его за доброту и отеческое отношение к нуждам пастырей и пасомых. Когда, например, преосвященный Евсевий прощался со своей Самарской паствой, то все, кто находился в то время в храме, не могли удержаться от слез. Плакали неподкупно, от сердечной горести, вызванной предстоящей разлукой.
Любовь паствы сопровождала его неизменно во всех епархиях, где он служил.
В период своего архипастырства преосвященный Евсевий построил ряд церквей и основал несколько монастырей. Так им построены: храм во имя Димитрия Солунского с каменной оградой и часовней в родном селе Черный Верх и Покровская церковь в г. Самаре. В Самаре же им основан Иверский женский монастырь, а в Бузулуке — мужской Спасо-Преображенский.
Наряду с архипастырскою деятельностью архиепископ Евсевий плодотворно трудился и на литературном поприще, оставив после себя много духовных произведений.
Труды:
Беседы о христианской свободе. — СПб., 1864. Утешение в скорби и болезни. — СПб., 1849, 1874; М., 1879.
Размышление на молитву Господню. — СПб., 1871.
Поучение о христианской надежде и любви. Беседы на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. — СПб., 1864; 2-е изд. — СПб., 1881.
О подвиге покаяния // Русский паломник. — 1895, № 7, с. 98—100.
О воспитании детей в духе христианского благочестия. — М., 1844; 2-е изд. — СПб., 1857; 3-е изд. — СПб., 1876.
Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. — М., 1855; 2-е изд. — СПб., 1863; 3-е изд. —1876.
Беседы на святое Евангелия от субботы Лазаревой до Сошествия Святого Духа. Размышления на Символ веры. — СПб., 1871. Проповеди на все воскресные и праздничные дни: в 2 т. — СПб., 1870.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола: в 2 ч. — СПб., 1867. Беседы о пьянстве. — М., 1864. Пять слов, на Новый год, в Неделю мясопустную, в Неделю Православия, на Благовещение, в Великий Пяток. — СПб., 1863. Беседы о своей душе. — СПб., 1863 и 1873. Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости. — СПб., 1861, 2-е изд. — СПб., 1864. Наставление священникам, служащим между язычниками и новообращенными в православной вере. — СПб., 1860. Слово к самарской пастве. — М., 1857. Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — 1844, ч. 2; 2-е изд. — СПб., 1848.
О семейных обязанностях // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — 1844, ч. 2; 2-е изд. — СПб., 1848. О трояком служении Иисуса Христа // Прибавления к Творениям святых отцов. — 1844, ч. 2 и СПб., 1848.
Речь к Святейшему Синоду по наречении епископом Винницким // Христианское чтение. — 1847, ч. 2.
О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя. — М., 1845 и // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — 1845, ч. 3.
Две беседы к готовящимся принять священство. — СПб., 1850.
Три письма Евсевия, епископа Самарского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому // Самарские епархиальные ведомости. — 1886, № 12, с. 231—239. Перевод на русский язык: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев // Православный собеседник. — 1893, март, с. 5.
Литература:
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913, т. 1, с. 116. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 16.