Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - эйзенштейн сергей михайлович

Эйзенштейн сергей михайлович

[10(22)01.1898 — 11.02.1948] — кинорежиссер, теоретик киноискусства, публицист. Д-р искусствоведческих наук, профессор. Род. в г. Рига. В 1915 окончил Рижское реальное училище и поступил в Петроград, ин-т гражд. инж. (1915—1918). Участник Гражданской войны. В 1921 — 1924 был художником и режиссером Первого рабочего театра пролеткульта. Работу в кино начал в 1924. В 1925 поставил фильм "Стачка". Крупнейшее произведения Э., принесшее ему мировую известность,— фильм "Броненосец “Потемкин”" (1925), сыгравший большую роль в развитии мировой кинематографии. Сам Э. отмечал, что фильм напоминает хронику, а воздействует как драма. В последующие годы Э. Поставил фильмы "Октябрь", "Старое и новое", "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945, 2-я — 1958). Э. возглавлял кафедру режиссуры во Всесоюзном гос. ин-те кинематографии; автор ряда статей по теории и истории кино. Лауреат Сталинских премий 1941, 1946 гг.

Искусство было для Э. судьбой, призванием, сферой приложения и реализации его творческих возможностей, непосредственным стимулом теоретических исканий. Э. — мыслитель-эрудит; феноменальная память и знание языков позволяли ему оперировать громадными пластами материала из разных областей знания. Органичной чертой духовного мира Э. было ощущение универсального контакта с миром человеческой культуры. Он читал и хорошо знал работы Гегеля, Канта, Шопенгауэра, Кьеркегора и других философов, уже в 1918 г. приобщился к психоанализу Фрейда. Изучал труды по антропософии и социологии. Э. ставит опыт личной иссле-довательско-творческой работы в теснейшую связь с фйлос. осмыслением феномена социальности. Первые публикации Э. обращают на себя внимание манифестарным характером, открыто заявленной оппозицией к традиционным канонам художественного творчества и призывом к обновлению языка искусства в целях оптимизации его воздействия на зрителя, эффективной реализации им своей соц.-культурной функции, направленной на обнаружение многозначности и драматизма человеческой цивилизации. Э. присуща склонность в конструктивном духе и в духе времени говорить о "строении вещей", поиск т.н. "структурной формулы". Метод широко разветвленного поиска глубинных закономерностей Э. неизменно сопоставлял с диалектическим принципом. Динамическое понимание "вещей", бытие как постоянное становление — это то, что, согласно Э., мы обнаруживаем в искусстве одновременно с философией, а возможно, и раньше. Искусство, по мнению Э., всегда "соперничает" с философией. Отсюда поиски Э. аналогии дискурсивной реальности в языке кинематографии, "концепция интеллектуального кино"; отсюда идея преодоления разрыва мысли и созерцания, уверенность, что между образом и понятием нет резко проведенной границы, что диалектика нормального мышления предполагает присутствие и проникновение логического и до-логического элементов; отсюда обостренное внимание к мировоззренческим системам как "канонизированным формулам живых ощущений ранних форм" чувственного и образного освоения мира. Э. постоянно возвращался к проблемам уровневого строения человеческой психики, к загадке сохранения и действия древних слоев в структуре сознания современного человека. Он отслеживал присутствие бессознательного на этапах соц.-культурного и цивилизационного развития. В искусстве, согласно Э., соединяются чувственное мышление, связанное с архаическими слоями сознания, и логическое сознание, подчиненное целям коммуникации. Свое обращение к философии Э. связывает с поисками ответа на ключевые вопросы существования, "формул жизни". Философия, как считает Э., оказывается необходимой и востребованной как форма сознания, тесно связанная со способами и приемами рационализации опытного и чувственного познания, в к-ром человек "присутствует ритмами своего переживания". Отчетливо проявляется склонность Э. к методологическому плюрализму в сочетании с инструментально-прагматическим расходом к выбору метода. Не принимая биологизма, псевдонаучных сочинений, "теософских бредней" и т.п., Э. был всегда готов включить в "оперативный арсенал" "синтетического метода" размышления и догадки тех исследователей, к-рые прокладывают мосты между полярными точками: искусствами и науками. Э. продолжал размышлять над парадоксами творчества и существования вплоть до самой смерти.

Примечание. В основу данной статьи легли фрагменты работы Завадского С.М. (кафедра эстетики филос. ф-та МГУ). Понимая, что в столь краткой статье нам не удалось дать развернутую характеристику философской концепции С.М.Эйзенштейна и ее преломления в творчестве выдающегося кинорежиссера, отсылаем читателя к литературе, которая расширяет представление о нем: Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976; Шкловский В.Б. За 60 лет. Работы о кино. М, 1985; Аксенов А.И. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника. М., 1991; Д.Фернандес. Эйзенштейн. СПб., 1996; Подорога В.А. Материалы к психобиографии Эйзенштейна // Тетради по аналитической антропологии. № 1. М., 2001.

Соч.: Избр. статьи. М., 1956; Избр. произв. В 6 т. М., 1964—1971; Чет-нечет. Раздвоение единого // Восток-Запад. М., 1988; Мемуары. В 2 т. М., 1997.



Эйзенштейн, Сергей Михайлович

Род. 1898, ум. 1948. Кинорежиссер-новатор, теоретик кино, педагог. Ученик В. Э. Мейерхольда. Посещал Государственные высшие режиссерские мастерские под руководством В. Э. Мейерхольда (1921—22, режиссер-стажер). В тот же период работал в качестве театрального художника-оформителя (театр Пролеткульта, театр "Мастфор", Центральный просветительский театр). Руководил театральными мастерскими Пролеткульта (1923). Театральные работы: "Мудрец" ("На всякого мудреца довольно простоты", 1923—24), "Слышишь, Москва" (1923—24), "Противогазы" (1923—24). Работал на киностудии "Мосфильм". Фильмы: "Стачка" (1924), "Броненосец "Потемкин"" (1925), "Октябрь" (1927, с Г. Александровым), "Старое и новое" (1929), "Бежин луг" (1935—37), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945, 2-я серия 1958) и др. Теоретические работы: "Монтаж аттракционов" (творческий манифест, 1923) и др. Заслуженный деятель искусств (1935). Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1946).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эйзенштейн сергей михайлович
Значение слова эйзенштейн сергей михайлович
Что означает эйзенштейн сергей михайлович
Толкование слова эйзенштейн сергей михайлович
Определение термина эйзенштейн сергей михайлович
eyzenshteyn sergey mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):