Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - файко алексей михайлович

Файко алексей михайлович

[1893—] — советский драматург. Род. в дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 — историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф. выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр "Летучая мышь"), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия "Карьера Пирпонта Блэка"). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, — "Озеро Люль", поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали — "Учитель Бубус" (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), "Евграф, искатель приключений" (бывш. второй МХАТ, 1926). "Человек с портфелем" (Театр Революции, 1928), "Неблагодарная роль" (МХАТ, 1932), "Концерт" (Театр Революции, 1936). В 1939 награжден орденом "Знак Почета".

Ф. — автор преимущественно одной темы — темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции. Основные герои Ф. — это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе — таков вывод, к которому приходит Ф. в своих пьесах.

"Озеро Люль" — это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие которой развертывается в вымышленной стране — "на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке". Обстановка действия — роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, которых он предал.

Герой следующей пьесы ("Учитель Бубус"), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, — это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, — в центре пьесы "Евграф, искатель приключений", действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на "новый путь" романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной "художественной" интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой.

К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. и в пьесе "Человек с портфелем". Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции. Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью.

В комедии "Неблагодарная роль" Ф. стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при столкновении с советской действительностью, а с другой стороны — индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего места в коллективе. Введение в пьесу фигуры "зам. автора", управляющего ходом действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с общим реалистически-бытовым тоном комедии.

Крушение индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф. — "Концерт". Главный герой — известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от музыкальной деятельности. Творческий союз со своим учеником-комсомольцем Кауровым — представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству, найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи.

Таким образом Ф. переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом, абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев. Однако Ф. не удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности: искусственность сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность изображения отдельных персонажей — все это определило неудачу пьесы, к-рая не смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре.

Библиография: І. Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925; Человек с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928; то же, М., 1929; то же, центр. бюро по распространению драматич. продукции — Цедрам, М., 1934; Неблагодарная роль, комедия, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Пьесы, Гослитиздат, Москва, 1935 ["Озеро Люль", "Евграф, искатель приключений", "Человек с портфелем", "Неблагодарная роль"]; Концерт, Гослитиздат, Москва, 1936.

И. Клейнер.

{Лит. энц.}



Файко, Алексей Михайлович

Род. 1893, ум. 1978. Драматург. Автор пьес "Озеро Люль" (1923), "Учитель Бубус" (1925), "Евграф, искатель приключений" (1926), "Человек с портфелем" (1928).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое файко алексей михайлович
Значение слова файко алексей михайлович
Что означает файко алексей михайлович
Толкование слова файко алексей михайлович
Определение термина файко алексей михайлович
fayko aleksey mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):