Большая биографическая энциклопедия - федин константин александрович
Федин константин александрович
[1892—] — советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин-те. С 1914 по 1918 — гражданский пленный в Германии. С 1918 работал в Наркомпросе, редактировал ряд газет и журналов, служил в Красной армии. С 1921 занялся исключительно лит-ой работой. В этом же году вступил в литературное объединение "Серапионовы братья". С 1934 — член президиума ССП.
Первые литературные опыты Ф. относятся к 1910. В 1913—1914 в "Новом Сатириконе" напечатал "Мелочи". Широкую популярность Ф. приобрел после выхода из печати романа "Города и годы" [1924]. В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Путь творческого развития Ф. во многом типичен для ряда советских писателей. Начав с отрицания мира прошлого, Ф. пришел к утверждению революции, дающей выход из "окуровских" тупиков, из глухих, заброшенных "пустырей".
Первый сборник Ф. носит символический заголовок "Пустырь" [1923]. На бесплодных "пустырях" уездных городов старой России живут, или, вернее, прозябают жалкие обыватели, чудаки, неудачники. Галерею этих людей, искривленных жизнью, с их мелкими, порой ненормальными, страстишками и зарисовывает Ф. в своих ранних рассказах ("Анна Тимофевна", "Рассказ об одном утре" и др.). В этих произведениях, выдержанных преимущественно в манере сказа, своеобразно сочетаются простые народные образы с вычурными, декадентскими. Это эклектическое соединение различных стилистических приемов особенно ярко проявилось в повести "Анна Тимофевна" [1923].
"Города и годы" — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, "с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его". Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью.
В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д. Пацифистское осуждение войны, романтическое восприятие революции характерно для Ф. на данном этапе его творческого пути.
Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман "Города и годы" представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в которых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.
Следующий цикл произведений Федина по своей идейно-тематической сущности резко отличается от романа "Города и годы". В рассказах "Наровчатская хроника", "Мужики", "Тишина" и др. [1925—1926] Ф. возвращается к миру и героям "Пустыря". Сплетение анекдотического и трагического характерно для этих рассказов. Вне времени, вне исторической действительности живут эти чудаки — обыватели провинциальных городов. Несмотря на революцию, они не меняют облика, не нарушают своей жизни и привычек.
Особенно выделяется рассказ "Трансвааль" с монументальной фигурой кулака-культуртрегера Сваакера, соединившего в, себе, по словам Ф., "черты Фомы Опискина и Квазимодо". Образ фединского кулака, который "все может", который держит в повиновении всех соседних крестьян, вырастает в рассказе Ф. в абстрактно-символический образ. В "Трансваале" Ф. искаженно представляет послереволюционную деревню, противопоставляя "всемогущество" кулака якобы обезличенной, пассивной толпе крестьян.
К теме "интеллигенция и революция" Ф. возвращается в романе "Братья" [1928], посвященном в основном проблемам искусства. Центральная фигура романа — один из братьев, музыкант Никита Карев — близок Андрею Старцеву. Как и Старцев, он живет в своем замкнутом, "обособленном" мирке. Но если в "Городах и годах" Ф. с самого начала подчеркивает обреченность Старцевых, то для индивидуализма Никиты Карева писатель находит оправдание. Одиночество музыканта, его "скорбный музыкантский послух" дают ему возможность создать величайшую "симфонию-роман, запечатлевшую на себе все то великое, что принесла нам революция".
Тезис об особом "избранническом" пути художника, о трагедийности подлинного искусства является идейным стержнем романа. Роман "Братья", композиционно напоминающий "Города и годы" (те же временные сдвиги, многопланность, лирические отступления автора и т. д.), построен по принципу стилевых контрастов. Реалистически-бытовая струя, к-рая особенно ярко выявляется в описании семейства Каревых, "смурского мира", контрастирует с мистико-трагической линией романа, связанной с судьбой Никиты Карева, живущего в постоянном предчувствии, "в молчаливом ожидании катастроф".