Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - федоров павел степанович

Федоров павел степанович

— д. с. с., драматург, начальник репертуарной части и управляющий С.-Петербургским театральным училищем, род. в 1803 г., умер 11 марта 1879 года. Обучался в С.-Петербургском университете, но курса не кончил, и 15 мая 1818 г. поступил на службу канцеляристом в бывшую Экспедицию Государственных доходов. 4-го марта 1819 г. Ф. уволен отсюда и определен в Государственную экспедицию для ревизии счетов, где дослужился до столоначальника и откуда в 1836 г. переведен в особую канцелярию главноначальствующего над почтовым департаментом. По упразднении особой канцелярии, Ф. около года служил в III Отделении Собственной Его Величества канцелярии, а в 1843 г. причислен к почтовому департаменту, где в течение десяти лет состоял чиновником особых поручений VI класса, неоднократно исправляя при этом должность начальника отделения. 23 мая 1853 г. Федорову поручено было исправление должности управляющего С.-Петербургским театральным училищем, а 15 сентября — начальника репертуарной части. В 1854 г. (18 сентября) Ф. был утвержден в должности и оставлен сверхштатным чиновником особых поручений почтового департамента, где извлекал из архива материалы для истории почт в России.

Отчисление Федорова от почтового ведомства состоялось 2 августа 1857 г. В 1861 г. он был произведен в д. с. с., а в 1878 г. получил орден св. Анны 1 степ. Назначение Федорова на должность начальника репертуарной части было мотивировано его "многочисленными литературными трудами для театра, свидетельствующими как об опытности, так и знаниях по этой отрасли искусства". Действительно, наравне с П. А. Каратыгиным и П. И. Григорьевым, Ф. был водевильною знаменитостью Николаевского царствования. Он дебютировал в сезон 1829—1830 гг. оригинальным водевилем "Мир с турками ", выдержавшим около пяти представлений и написанным в патриотическом духе, по случаю окончания войны. После этого, в течение двадцати с лишком лет (до 1853 г. включительно) Ф. не переставал писать и, главным образом, переводить и переделывать на русские нравы с французского водевили и легкие комедии. В итоге драматической деятельности Федорова явилось 74 пьесы, из которых 17 оригинальных и 57 переводных. Из оригинальных имели значительный успех: "Архивариус" (1837), "Хочу быть актрисой" (1840) и "Довольно" (1849); из переводных до сих пор не сходит с репертуара: "Путаница" (1840), "Аз и ферт" (1849), "Утка и стакан воды" (1852), комедия "Любовь и предрассудок" (1853) и др. Роль Мардашева в водевиле "Аз и ферт" Мартынов считал одною из лучших в своем обширном репертуаре и передавал ее с неподражаемым комизмом. По словам "Хроники Петербургских театров", этот водевиль сыграли 22 раза кряду и не переставали играть в продолжение многих лет. Почти все пьесы Федорова напечатаны в журнале "Репертуар и Пантеон", а в 1874 г. появился первый том его "Сочинений и переводов", в который вошли: "А. и Ф.", "Архивариус", "Бархатная шляпка", "Буря в стакане воды", "Бабушкин внучек", "Выдал дочку замуж", "В чужом глазу сучок мы видим" и "Гони любовь хоть в дверь, она войдет в окно". К сожалению, издание не продолжалось. Двадцатишестилетнее управление репертуарною частью, несмотря на все его недостатки, служившие предметом ожесточенных нападок повременной печати, имело и некоторые хорошие стороны: так Ф. обратил внимание на печальное состояние русской оперы и всячески старался поднять ее, что ему и удалось сделать; он уважал артистов и заставлял общество относиться к ним с уважением; он выхлопотал гонорар за представление драматических произведений и принимал деятельное участие в театрально-литературном комитете, основанном (в 1856 г.) графом В. Ф. Адлербергом, "с целью очистить репертуар русской сцены, согнать с него плохие пьесы, допускать только пьесы хорошие, соответственные современному направлению, привлечь даровитых писателей, — словом, поставить сцену в уровень с жизнью". По словам А. А. Нильского, Ф. перенес много напраслины, незаслуженных упреков и подозрений, стараясь служить делу, а не лицам.

Дела архива Театральной дирекции №№ 22 и 56. — "Историч. Вестник", 1894 г., февраль (портрет П. С. Федорова) и март ("Воспоминания" А. А. Нильского"). — Для характеристики деятельности Федорова, как театрального администратора, любопытны также отзывы: А. Н. Никитенко ("Дневник", т. II, стр. 81 и т. III, стр. 257); П. Юркевича, ("Истор. Вестн.", 1882 г., № 10, стр. 171, "Из воспоминаний петербургского старожила"); А. Л. Леонидова, ("Русская Старина", 1892, № 2, стр. 513—514, "Театральные воспоминания"); Д. В. Аверкиева, ("Дневник писателя", 1886, № 2, стр. 67—72). — А. Вольф, "Хроника петербургских театров", часть I, стр. 22, 138, 166; часть II, стр. LIII, часть III, стр. 3—8, 46, и др. — "Русcкий Архив", 1896 г., № 4, стр. 619—629 ("К истории театральной цензуры. Записка П. С. Федорова, с предисловием А. А. Ярцова").

С. Тр.

{Половцов}



Федоров, Павел Степанович

(1803—1879) — драматург. С 1853 г. состоял начальником репертуарной части спб. театров. Был одним из известных водевилистов Николаевского времени. Дебютировал в сезон 1829—1830 гг. водевилем "Мир с турками", патриотического содержания. В течение 20-ти с лишком лет не переставал писать и, главным образом, переводить и переделывать на русские нравы с французского водевили и легкие комедии. Всего ему принадлежат 74 пьесы, из которых 17 оригинальных и 57 переводных. Из оригинальных имели значительный успех: "Архивариус" (1837), "Хочу быть актрисой" (1840) и "Довольно" (1849); из переводных до сих пор не сходят с репертуара: "Путаница" (1840), "Аз и ферт" (1849), "Утка и стакан воды" (1852), комедии "Любовь и предрассудок" (1853) и др. Роль Мардашева в знаменитом водевиле "Аз и ферт" Мартынов считал одной из лучших в своем репертуаре и передавал ее с неподражаемым комизмом. Почти все пьесы Ф. напечатаны в журнале "Репертуар и Пантеон". В 1874 г. появился первый том его "Сочинений и переводов". Двадцатишестилетнее управление репертуарной частью, несмотря на все его недостатки, служившие предметом ожесточенных нападок повременной печати, имело и некоторые хорошие стороны. Он обратил внимание на печальное состояние русской оперы и всячески старался поднять ее; он уважал артистов и побуждал и других относиться к ним с уважением; он выхлопотал гонорар за представление драматических произведений и принимал видное участие в деятельности реформированного театрально-литературного комитета. Ср. "Исторический Вестник" (1894, февраль и март, "Воспоминания" А. А. Нильского); А. В. Никитенко, "Дневник" (т. II, стр. 81 и т. III стр. 257); П. Юркевича, "Из воспоминаний петербургского старожила" ("Исторический Вестн.", 1882, № 10); Л. Л. Леонидов, "Театральные воспоминания" ("Русская Старина", 1892, № 2); Д. В. Аверкиев, "Дневник писателя" (1886, № 2); А. Вольф, "Хроника петербургских театров" (ч. I—III); "К истории театральной цензуры" ("Русский Архив", 1896, № 4).

{Брокгауз}



Федоров, Павел Степанович

д. с. с., автор-драматург, начальн. репертуарной части и директ. СПб. театральн. училища; р. 1800 г., † 11 марта 1879 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое федоров павел степанович
Значение слова федоров павел степанович
Что означает федоров павел степанович
Толкование слова федоров павел степанович
Определение термина федоров павел степанович
fedorov pavel stepanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):