Большая биографическая энциклопедия - фостре алма (эвелина или альма) августовна
Фостре алма (эвелина или альма) августовна
[Фустрем (Fohström), Фострем-Роде] (2. 1. 1856, Гельсингфорс, ныне Хельсинки — 20. 2. 1936, там же) — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Пению обучалась сначала в Гельсингфорсе, затем в 1873—74 в Петерб. конс. (кл. Е. Цванцигер), в 1874—77 брала уроки у Г. Ниссен-Саломан в Петербурге, позднее совершенствовалась в Милане у Ф. Ламперти, Д. Арго и Ф. Варези. В 1878 дебютировала в партии Маргариты ("Фауст") в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). В 1878—90 выступала в Европе — Германии, Скандинавии, Италии, Англии (Лондон, т-р "Ковент-Гарден", 1855), Латинской Америке (1883) и Сев. Америке (1885; в 1888 пела в нью-йоркском т-ре "Метрополитен-опера"). В 1890— 99 солистка моcк. Большого т-ра (дебютировала в партии Виолетты). Гастролировала в Саратове (1880), Екатеринбурге и Перми (1891, 1897), Казани (1894), Н. Новгороде (1893, 1894, 1896, 1898, 1901), Кисловодске (1899; в составе антр. В. Любимова), Харькове (антр. А. Церетели, 1900—01), Петербурге и Москве (антр. В. Любимова, 1901). Обладала ровным, звучным голосом с высоким верхним регистром, в совершенстве владела вокальной техникой. Исп. отличалось тонким муз. вкусом, особенно в лирич. партиях. Современники называли певицу "финским соловьем".
1-я исп. партий: Забавы Путятишны ("Забава Путятишна"); в Харькове — Забавы Путятишны, Лючии ди Ламмермур ("Лючия ди Ламмермур"); в моcк. Большом т-ре — Джульетты ("Ромео и Джульетта"), Дездемоны ("Отслло" Дж. Верди), Недды ("Паяцы"), Лакме ("Лакме"); в Казани — Недды ("Паяцы"). Лучшие партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Амина, Маргарита Валуа, Джильда, Виолетта, Недда, Лючия ди Ламмермур. Об исп. последней партии муз. критик Н. Кашкин писал: "Ее доходящий почти до пределов возможной высоты голос служит ей послушным орудием, с помощью которого она прекрасно исполняла все прихотливые узоры своей партии" (Рус. ведомости. 1890. № 247).
Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Оксана ("Ночь перед Рождеством"), Прилепа; Церлина ("Дон Жуан"), Марта ("Марта, или Ричмондский рынок"), Динора, Филина, Микаэла. Партнеры: Дж. Димитреско, Б. Корсов, П. Кошиц, П. Орлов, Н. Преображенский, К. Серебряков, Л. Собинов, И. Тартаков, С Трезвинский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, И. Труффи. Э. Эспозито.
В 1890 исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена. В 1902—03 выступала с концертами во многих городах России (в т. ч. в Порт-Артуре, ныне г. Люйшунь, КНР).
В 1909—18 (по нек-рым источ. до 1917 или 1919) проф. Петерб. конc. (аккомпаниатором в кл. Ф. был Б. Асафьев), в 1918—20 преподавала в Хельсинкской конс., с 1920 — в Берлин. конс. Штерна.
Записала 4 произв. (в т. ч. романсы А. Алябьева, Ц. Кюи) на грампластинки в Петербурге ("Пате", 1902).
Лит.: Юшков Н. Альма Фострем, "финский соловей" // Материалы для истории русской литературы и театра. — Казань, 1893; Чешихин В. Е. История русской оперы (с 1674 по 1903). — М.; Лейпциг, 1905. С 36; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С Штейнпресс. — М., 1960. Т. 1. С. 270; Воспоминания о Б. В. Асафьеве. — Л., 1974. С 452, 460, 467; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв. и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974; Erve P. Aima Fohstrum. — Helsinki, 1920.
Большая биографическая энциклопедия
2009