Большая биографическая энциклопедия - фриде нина александровна
Фриде нина александровна
— известная русская певица, меццо-сопрано; род. в 1865 г. Училась в петербургской консерватории, сначала в классе фортепиано профессора Фан-Арка, потом в классе пения профессора Ирецкой и в Париже у Маркези. В 1883 г. получила ангажемент во Флоренцию, где дебютировала с выдающимся успехом в партии Пьерото в опере "Линда". В 1884 г. Ф. с неизменным успехом пела в Барселоне. Во время пребывания в Италии занималась под руководством Буцци и Ронкони. Приехав в Россию, Ф. с огромным успехом выступила в Москве в концертах Шостаковского и в Петербурге в концертах Тамберлика, а в апреле 1884 г. дебютировала на сцене Императорской русской оперы в партии Амнерис, в "Аиде", и была немедленно приглашена в число артистов русской оперы. На казенной сцене Ф. пробыла семь лет; оставив сцену, концертировала в Москве, Одессе, Варшаве, Париже, Монте-Карло и пр. В 1895 г. Ф. опять поступила на Императорскую оперную сцену, где и служит по настоящее время. Пользуется громкой и заслуженной известностью, как одна из лучших русских певиц в области bel canto. В ее репертуар входят 42 оперы. В 1902 г. Ф. получила звание солистки Его Величества.
Н. С.
{Брокгауз}
Фриде, Нина Александровна
— род. 1865 в СПб. Дочь генерала от артиллерии, 13-ти лет поступила в СПб. консерваторию, где изучала игру на фп. у фан Арка, но в 1880 перешла в класс пения Ирецкой. В 1881—83 Ф. изучала пение у Маркези в Париже, затем у Буцци и Ронкони в Италии, где и стала выступать (впервые во Флоренции 1883). 1884 Ф. пела в Мадриде и в том же году с большим успехом дебютировала в партии Амнерис ("Аида") на Мариинской сцене, где поет и до сих пор, являясь одною из лучших сил казенной труппы как по качествам голоса(меццо-сопрано), так и по музыкальности и силе передачи. Только 1890—95 Ф. не пела на Мариинской сцене, выступая эти годы в концертах (Москва, Варшава, Одесса, Париж а др.). Ф. нередко выступает и в концертах.
{Риман}
Фриде, Нина Александровна
(наст. имя Антонина) [10(22). 1. 1859 (в нек-рых источ. 1864 и 1865), Петербург — 16. 3. 1942, Ленинград] — арт. оперы (меццо-сопрано, контральто), камерная певица и педагог. Род. в семье генерала артиллерии. Обучение музыке начала под рук. матери (ученицы А. Рубинштейна). В 1877 поступила в Петерб. конс. (кл. ф-п. проф. К. Фан-Арка, с весны 1880 кл. пения Н. Ирецкой). Осенью того же года уехала за границу, где совершенствовалась в вокальном искусстве у проф. М. Маркези (Вена, 1880— 81), затем у Ж. Дюпре (Париж, 1881—82). В Париже талант молодой певицы высоко оценили композиторы Ш. Гуно, А. Тома. Дебютировала в партии Пьеретто ("Линда ди Шамуни") во Флоренции (т-р "Nicolini", 18 окт. 1882). Одна из местных газет писала: "Никогда роль Пьеретто не производила столь сильного впечатления, как в исполнении г-жи Фриде. Едва ли Доницетти мог предвидеть, что среди снегов России мог родиться Пьеретто, способный своим горячим пением воскресить и дать жизнь его забытому произведению". С дек. 1882 по февр. 1883 выступала на сцене т-ра "Liceo" (Барселона), затем в Вене. Вернувшись в Италию, занималась у проф. А. Буцци и Дж. Ронкони в Милане, в 1887 в Париже у проф. С. Бакса, в 1895 — у Ришар. В 1883 вновь выступила во Флоренции (т-р "Nuovo"). В том же году возвратилась в Россию. Дала ряд концертов в Тифлисе, Кисловодске, Владикавказе, (ныне Орджоникидзе), Пятигорске и Баку, в 1883—84 выступала в основном в Москве и Петербурге. 16 апр. 1884 дебютировала в партии Амнерис (вместе с М. Михайловым) на сцене петерб. Мариинского т-ра, где пела до 1891 и в 1895—1903, 1914. В 1884 гастролировала в Мадриде, Барселоне и Лиссабоне, в 1891 — Варшаве. В 1898 выступила в партии Анны Болейн на сцене моcк. Большого т-ра. Обладала сильным голосом теплого, "бархатного" тембра, высокой муз. культурой; была яркой представительницей бельканто. Исп. отличалось изяществом и артистичностью. Разнообразный по своему характеру репертуар включал 59 партий в 53 операх. Наиболее близки арт. были лирич. образы, в особенности в операх рус. композиторов.
1-я исп. партий: Андреино ("Корделия"), Филиппа ("Месть амура"), Миловзора ("Пиковая дама"); в Мариинском т-ре — Любавы ("Садко"), Никлаус ("Сказки Гофмана"), Марцелины ("Свадьба Фигаро"), Угомона ("Гензель и Гретель"); на рус. сцене — Жавотты ("Манон"), Мерседес ("Кармен"). Лучшие партии: Кончаковна. Няня ("Евгений Онегин"), Любовь (П. Чайковский одобрительно отозвался об исп. этой роли), Любаша ("Царская невеста"; Н. Римский-Корсаков считал ее "идеальной" исп. этой партии). Зибель, Фидальма, Памела, Паж Урбан, Далила. Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Рогнеда ("Рогнеда"), Весна-красна, Лель, Иоанна д'Арк, Ларина, Ольга ("Евгений Онегин"), Солоха ("Черевички"); Шарлотта ("Вертер"), Маргарита ("Гибель Фауста", конц. исп.), Лаура Адорно, Гензель, Фрика ("Валькирия" и "Золото Рейна"). Партнеры: А. М. Давыдов, М. Корякин, И. Прянишников, Л. Собинов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Блуменфельда, Э. Крушевского, Э. Направника, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, М. Фидлера.