Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - фукс карл федорович

Фукс карл федорович

— профессор и ректор Казанского университета, род. 6 сент. 1776 г. в Нассауском городе Герборне, умер 24 апр. 1846 г. в Казани. Высокопочтенная просветительная деятельность этого многосторонне образованного ученого и истинного друга человечества всецело принадлежит Казани, куда он заброшен был судьбою из Германии. Отец его был профессором богословия и ректором Герборнской академии. Детство Фукса протекло при весьма благоприятных условиях для его умственного развития, так как в числе его родственников было немало ученых и профессоров; дед, со стороны матери, Гофман, был известным ботаником, а тетка (родная сестра его матери), по мужу Альмендинг, славилась своею ученостью не только в семейном кругу, но вообще в Германии. С юных лет Ф. пристрастился к естествознанию, в особенности к ботанике, и к древнеклассическим языкам и литературе; поэзия и музыка особенно были свойственны его натуре. Вероятно, так же еще в родительском доме Ф. изучил новые языки; по словам профессора Казанского университета Н. Н. Булича, знавшего его лично, он, кроме своего родного немецкого языка, в совершенстве владел языками английским, французским и итальянским, а впоследствии, по приезде в Казань, усвоил и русский язык. В 1793 г. Ф. поступил студентом в Герборнскую академию и в течение двух лет слушал сперва общеобразовательные предметы, а затем общие курсы по разным отраслям естествознания и медицины. В 1795 г., окончив курс академии, Ф. поступил в Геттингенский университет, славившийся в то время профессорами по разным отраслям знаний, в особенности по филологии и естествознанию. Пюттер, Шлецер (основатель исторической критики), Гейне, Михаэлис, Галлер, Блюменбах, Лихтенберг и др. привлекали в Геттинген массу слушателей. В литературе, философии и политике года, проведенные Фуксом в Герборне и Геттингене, были знаменательной порой не только для всей Германии, но и для целой Европы. То было время разгара французской революции, с первых извержений которой прошло всего пять — шесть лет. Вся политическая и военная Германия боролась с конвентом и консульством во Франции, а Германия эстетическая и ученая увлекалась художественными образами, создаваемыми гигантами тогдашней германской поэзии — Шиллером и Гете и философскими абстракциями Канта и Фихте. Для даровитого немецкого юноши, с широкой домашней подготовкой, каким был Ф., все эти политические и умственные течения не могли пройти бесследно. Но он, как два его старшие земляка, — Гете и Шлецер, — по свойствам своей натуры, не увлекся революцией, а предался идеальному служению науке и искусству. Тихо протекли для него студенческие годы в Геттингене, вдали от политических распрей и праздной и шумной жизни студентов. Кроме естествознания и медицины Ф. слушал историю литературы у профессора Эйхгорна, известного своими исследованиями по языкознанию и литературе Востока. Из всех профессоров оказал, по-видимому, наибольшее влияние на развитие, взгляды и направление Фукса замечательный ученый и писатель, профессор физики Лихтенберг, стоявший во главе противников обскурантизма Циммермана и мечтательности Лафатера. Окончив курс в Геттингене в 1797 г., Ф. в следующем году защитил в Марбургском университете диссертацию на степень доктора медицины, посвященную изложению ученых трудов и заслуг Андрея Цезальпинского (Andreas Caesalpinus), одного из замечательнейших натурфилософов эпохи возрождения. В первом из пяти тезисов к диссертации говорится о необходимости изучения медиками литературы древних греков и римлян, ввиду невозможности быть хорошим врачом без основательного и широкого общего образования. Ф. доказал потом на деле, что идеал, внушенный ему "изучением древних", действительно способен вести врача к совершенству, к славе, к благословениям страждущего человечества. Здесь будет уместно припомнить слова проф. Казанского университета Китера, сказанные им при погребении Фукса: "В жилище больного при первом звуке его голоса все оживало, все приходило в восторг; боли уменьшались, упадший дух воскресал". Проф. Аристов тогда же сказал между прочим: "Самый блестящий луч в ореоле священной памяти Карла Федоровича — это его деятельная любовь к ближнему. Его сердце не знало различия между людьми, и равною, неугасною любовию теплилось ко всем".

После защиты диссертации Ф. в течение двух лет занимался медицинской практикой на родине, а в 1800 г. отправился в Петербург и несколько времени был там полковым врачом. Таким образом 24-летнему идеалисту-медику, возросшему в интеллигентной сфере ученой Германии, привелось впервые вступить на русскую почву при очень неблагоприятных условиях: тяжела была обязанность русского полкового врача при императоре Павле I, и непросвещенна и дика была в то время военная среда, куда попал Ф. В 1801 г. ему удалось предпринять путешествие в восточную Poссию с естественно-научными, преимущественно ботаническими целями. Вернувшись в Петербург, Ф. осенью 1805 г. был назначен профессором естественной истории и ботаники в только что открытый Казанский университет; это назначение произошло по рекомендации министра народного просвещения и попечителя Московского учебного округа М. Н. Муравьева, находившегося в постоянных сношениях с Геттингенскими учеными, среди которых имя молодого Фукса пользовалось уже заслуженной славой. В декабре 1806 г. Ф. прибыл в Казань, где нашел по собственным его словам, "почти дикарей"; грубость нравов, приводившая в отчаяние Фукса, была поразительна: на каждом шагу встречались здесь злоупотребления, притеснения слабых, разного вида жестокости, даже пытки. Общество относилось равнодушно к науке и к новорожденному университету, и Фуксу пришлось впоследствии преодолеть немало затруднений, чтобы выйти победителем из борьбы против многолетних неустройств этого рассадника высших знаний. Профессора-немцы ехали в Казань по большей части неохотно, относились к студентам свысока и презрительно, читали лекции по-немецки, по-французски или по-латыни, нисколько не намереваясь изучить русский язык, а потому естественно не могли расположить к себе молодежь. Совершенно в ином положении был Ф., с любовью вступивший на профессорскую кафедру и притом настолько владевший русским языком, что в случае крайности мог пользоваться им для объяснений со студентами, которые несколько затруднялись первое время, пока он читал лекции по-французски. Ф. скоро сумел возбудить в своих слушателях интерес к естественной истории, а когда пришла весна — "Руководство по естественной истории" Геттингенского профессора Блюменбаха, переведенное на русский язык (П. Наумовым и Андр. Теряевым, СПб., 1796), сделалось положительно их настольной книгой. Прогулки со студентами по полям для собирания растений и бабочек входили в программу лекций Фукса, причем ботанические коллекции располагались по системе Блюменбаха, служившей основанием для студенческих экзаменов. С. Т. Аксаков подробно и с увлечением описывает в "Семейной хронике" и "Воспоминаниях", как он вместе со своим товарищем по университету В. И. Панаевым ловил бабочек и учился расправлять их и сушить под руководством Фукса. В 1819 г., по смерти профессора по разным медицинским наукам и первого ректора Казанского университета Брауна, Фуксу была впервые поручена кафедра патологии, терапии и клиники, а в следующем году на него же возложено чтение анатомии, физиологии и судебной медицины. Первые пятнадцать лет своей службы в Казанском университете Ф. был только профессором, а с 1812 г. также практическим врачом, и на этом поприще оставил по себе неизгладимую память истинного друга человечества. Участие Фукса в ученой администрации начинается лишь с 1820 г., после суровой ревизии Казанского университета М. Л. Магницким, который вслед за тем был назначен попечителем Казанского учебного округа. С 1820 по 1824 год Ф. был избираем на должность декана врачебного отделения (теперешнего медицинского факультета), а затем ректора университета, в каковой должности он оставался до 1827 года. Но широко образованная и любознательная натура Фукса не могла удовлетвориться только университетской деятельностью. Талантливого ученого влекло к научному изучению в различных отношениях неведомого, "дикого" Казанского края. С самого своего приезда в Казань он обращает внимание на невозможное ее санитарное положение и кладет начало изучению Поволжья в медико-топографическом отношении. С 1812 г. он начинает печатать в "Казанских Известиях" краткие заметки о показаниях барометра и термометра, о направлении и свойствах ветров, о болезнях, господствовавших в Казани, а также и свои наблюдения о прилете птиц, о появлении бабочек, растительности и т. д. Не менее важны в научном отношении исследования Фукса в областях этнографии, археологии и истории Поволжья. Он изучает религиозные обряды, праздники, обычаи и семейную жизнь татар и поволжских инородцев финского племени, причем пользуется иногда своим влиянием в качестве врача в татарских домах, чтобы присутствовать при таких обрядах, зрелище которых оставалось недоступно для посторонних. Результаты своих изучений татар Ф. изложил главным образом в двух монографиях: "Краткая история г. Казани", напечатанная в "Казанских Известиях", 1817 г., в №№ 67, 68 и след. (есть и отдельные оттиски), и "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях", Казань, 1844. Эти монографии написаны живо, читаются с интересом и до сих пор не утратили значения; проф. Булич находил, что "Краткая история г. Казани" остается лучшею, несмотря на то, что имела продолжателей". В 1821 г. Ф. женился на казанской дворянке Ал. Андр. Апехтиной. Увлеченная этнографическими работами Фукса, она стала помогать ему собирать материалы об инородцах Казанской губернии, разъезжая по чувашским и черемисским деревням. Ф. указывал, о чем следовало спрашивать, на что обращать внимание, а сам дополнял потом труд своей жены заметками, составленными на основании литературных источников, личных наблюдений и статистических материалов; так возникла книга "Записки о чувашах и черемисах". Ф. исследовал также вотяков и мордву. Имея возможность наблюдать вотяков во время частых поездок в имение тетки своей жены, он, вероятно, готовил о них статью для печати, но, к сожалению, не успел ее написать; появились лишь письма его жены "Поездка к вотякам Казанской губернии". Для знакомства с мордвою Ф. ездил в Чистопольский уезд и напечатал свои заметки о мордве в "Журн. Мин. Вн. Дел" 1839 г. Изучая современный быт татар и записывая предания, Ф. обращал внимание и на вещественные памятники, а потому стал собирать рукописи и монеты и в короткое время приобрел замечательную коллекцию древних восточных монет. Известный ориенталист Френ, незадолго до своего отъезда из Казани, занялся исследованием и приведением в порядок этого собрания, которое, по его словам, было составлено "с достохвальною ревностию и с успехом необыкновенно счастливым". В 1823 г. Ф. продал свою нумизматическую коллекцию Казанскому университету. В следующие годы Ф. продолжал собирать редкие монеты и неустанно пополнял минералогическую, ботаническую и зоологическую (главным образом энтомологическую) коллекции своего музея, как собственными трудами, так и выпиской разных предметов из-за границы. В 1823 г. Ф. совершил путешествие на Урал; результатом этой поездки, кроме коллекции минералов, явилось несколько статей, напечатанных в "Казанском Вестнике"; в них говорится о топографических особенностях края, его растительном и минеральном богатстве и организации Уральского горного промысла. Профессор Казанского университета Рыбушкин сказал, между прочим, в речи при гробе Фукса: "Он первый открыл, что хребет Уральский есть неисчерпаемое дно благородных металлов, что не достанет рук к его разработке и что богатством своим он едва ли не превосходит Америку. Эта мысль Фукса была уже схвачена и усвоена знаменитым Гумбольдтом, но существенно принадлежит Фуксу". В обширной библиотеке его были почти все сочинения иностранцев, путешествовавших по России, а также много сочинений по истории, топографии и этнографии России. Ему удалось собрать значительное количество не только русских и татарских рукописей, но даже раскольничьих, благодаря близости с раскольничьим начетчиком и разными старицами скитов. Приводим интересный отзыв об отношениях Фукса к раскольникам одного из его биографов, ректора и профессора Казанского университета Н. Н. Булича: "Как протестанта и человека вообще в высшей степени чуткого на все, заслуживающее изучения, Фукса интересовало религиозное состояние народа, посреди которого он жил и действовал; многочисленные казанские раскольники не могли уйти от его просвещенного внимания. Ф. умел с ними сближаться, совершенно по-человечески изучал их разномыслия в вере, и они были доверчивы к нему. Он собирал их рукописи, старопечатные книги, не имея никаких других целей, кроме ученого любопытства. Мало того, в те темные годы, когда раскольников подозрительно преследовали, Ф. был, вероятно, единственным в губернии ходатаем за них. Пользуясь уважением властей, он не раз заступался за них и помогал им, даже в их кровном деле. Мы знаем это по лежащим перед нами письмам Фукса". Говоря о Фуксе, как историке и археологе, следует упомянуть о его попытке спасти от истребления архив Казанского губернского правления, в котором хранились грамоты чуть ли не времен Иоанна Грозного. Он обратился к губернатору Б. А. Мансурову († в Казани 16 окт. 1814 г.) за разрешением списать копии с грамот и актов, но был принят им очень грубо и не получил никакого определенного ответа. В сентябре 1815 г. в Казани произошел сильный пожар, и хотя присутственные места сгорели лишь на третий день, тем не менее архив погиб, потому что начальство не распорядилось заблаговременно вывезти его из крепости, а когда Ф. бросился в губернское правление, туда невозможно уже было проникнуть.

Слава Фукса, как врача, особенно возросла в 1812 г., когда в Казани сильно распространились болезни, вследствие наплыва жителей средних губерний, бежавших в Приволжский край от французов. Несмотря на то, что Ф. был первой медицинской знаменитостью в городе, его приглашали к себе люди всех сословий и состояний и никогда не получали отказа. Проф. Булич говорит: "Душу полную любви и участия вносил Ф. в жилища бедных. При обширной своей практике, при том всеобщем уважении, которым он пользовался за свое знание дела и действительное множество счастливых случаев излечения, Ф. мог бы нажить большое состояние, но он принадлежал к редким и в ту пору врачам бескорыстным, не жалел для бедняков своего времени, и ту плату, которую он часто неохотно брал с людей зажиточных, раздавал людям неимущим". Зная, что простолюдины относятся с предубеждением к аптечным медикаментам, он лечил их по возможности домашними средствами и имел для этого большой запас лекарственных трав. Запас постоянно пополнялся приношениями его пациентов-крестьян, выражение "благодарности" коих он допускал лишь в виде сбора нужных ему лекарственных растений. Когда в 1816 г. открылся в Казани местный комитет Императорского человеколюбивого общества, Ф. был избран в члены-попечители и обязался вносить в кассу ежегодно по 50 руб. и бесплатно лечить всех бедных, состоящих в ведении попечительства. В 1830 г., во время "первой холеры", Ф. лечил очень успешно и напечатал в "Казанском Вестнике" свои наблюдения о ходе болезни и о способах ее лечения, примененных как им, так и другими врачами, о санитарных мероприятиях и обо всем, что могло послужить материалом для дальнейших исследований по этому вопросу.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фукс карл федорович
Значение слова фукс карл федорович
Что означает фукс карл федорович
Толкование слова фукс карл федорович
Определение термина фукс карл федорович
fuks karl fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):